Нормативно правовой акт как пишется

Поиск ответа

Нормативно правовой акт как пишется

Всего найдено: 18

Уважаемая gramota.ru! Очень жду ответ на свой вопрос, т.к. он повлияет на подготавливаемые нормативно-методические документы для широкого круга организаций. Задаю его не в первый раз, Заранее благодарю! Вопрос: написание предлогов в/во с аббревиатурами наименований федеральных органов исполнительной власти, а именно, как правильно: 1.

«Во ФСБ России», «Во ФСТЭК России», т.к. подпадает под правило для «во»: «в, ф + согласный». 2. «В ФСБ России», «В ФСТЭК России», т.к. читается «в федеральную …», т.е.

подпадает под правило для «в»: «в, ф + гласный» (отмечу, что именно так пишется в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти)? Заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

В нормативных правовых актах употребительно: в ФСБ России, в ФСТЭК России.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком справочники или на каком ресурсе можно получить информацию о составлении названий нормативно-правовых актов? Дело в том, что на работе столкнулась с такой записью: Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@. На всех сайтах название документа содержит знак @. Что это означает?

Ответ справочной службы русского языка

Судя по всему, это просто особенность оформления документов ФНС России.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать в нормативно-правовых документах: на бесплатной основе или безоплатной?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: на бесплатной основе. Но более употребительно: на безвозмездной основе.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить пробелы между сокращенным словом и цифрой в ссылке на нормативно-правовые акты, например: “п.4.1 ст.48 Жилищного кодекса РФ”? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Цифры отбиваются пробелами от сокращенных слов. Верно: п. 4.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.

Добрый день!
Столкнулась в нормативно-правовом акте с такой фразой “В случае представления копий документов, не заверенных в установленном законодательном порядке…”. Правильно ли в этом случае написано слово “не заверенных”? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Раздельное написание правильно.

кибер-угроза или киберугроза? В различных источниках, в ом числе и нормативно-правовых, написание отличается.

Ответ справочной службы русского языка

Первая часть сложных слов кибер… пишется слитно: киберугроза.

Здравствуйте!
Часто в документах нормативно-правового характера при сокращении существительного год сталкиваются два знака “.” и “,”, например: образовательным организации, образованные в 2014 г., необходимо представить документы… Правомерна ли постановка запятой после такого сокращения. Можно ли получить ссылку на конкретное правило пунктуации?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после точки в этом случае ставится. Никакого специального правила здесь нет: точка ставится как знак сокращения; если по условиям контекста в этом месте необходима запятая, она никуда не пропадает и ставится после точки.

Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,чем нормативные ударения отличаются от допустимых?Интернет говорит,что нормативные ударения -это возможность произносить слова и так,и так,например: кЕта и кетА.Так чем же они отличаются от допустимых?В моём учебном пособии есть понятие “нормативно-хронологические варианты ударения”,то есть,я так понимаю,это обозначается в орфоэпическом словаре как доп.устар? В этом и есть разница?Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Допустимо – это помета, которая также свидетельствует о нормативности варианта, плюс сообщает, что этот вариант не является основным в существующей норме. Помета, свидетельствующая о ненормативности: не рекомендуется, неправильно.

Хронологические пометы могут быть такими: новое, устаревающее, устаревшее и т. п.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, “в нормативно-правовых актах федерального, регионального и местного уровня” или “уровней”? Затрудняюсь очень. А ответа в справке не нашла. Спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта согласования.

Нужна ли запятая перед словом учтены? Спасибо
При разработке «Методических указаний по выбору комплекса мероприятий, сохраняющих и восстанавливающих почвенное плодородие земель при циклическом орошении» учтены основные положения, изложенные в соответствующих законодательных и нормативно-правовых документах, действующих в области охраны почв

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед учтены не требуется.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как будет верно?

Перечень нормативно-технических документов, использУЕМЫХ при разработке или использОВАННЫХ при разработке.

Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта, разница смысловая.

Здравствуйте!
В словаре есть слово “нормативно-правовой” (акт и т. д.). Мне встретилось в работе “нормативный правовой акт”. Так можно?

Ответ справочной службы русского языка

Лингвистического “запрета” на такое сочетание нет.

Корректно ли составлено предложение:

словарь составлен на основе опыта преподавания авторами предметов «Теория государства и права», «Конституционное право России» и «Административное право России» в юридических вузах, с учетом действующих нормативно-правовых актов, теории государства и права.

Ответ справочной службы русского языка

Корректное оформление: Словарь составлен на основе опыта преподавания авторами предметов «теория государства и права», «конституционное право России» и «административное право России» в юридических вузах с учетом действующих нормативно-правовых актов, теории государства и права.

Оборот “словарь составлен… с учетом теории государства и права” кажется нам сомнительным.

Нормативно-техническая документация пишется через дефис или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно дефисное написание: нормативно-техническая.

Как првильно: нормативно-правовые акты или правовые и нормативные акты?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта корректны.

Источник: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ИЗ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Нормативно правовой акт как пишется

Если говорить о легальном ПОНЯТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.

2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

Аналогичные законы, определяющие понятие нормативного правового акта приняты и во многих других регионах, а вот на федеральном уровне, повторимся, такого нет.

В достаточно “стареньком” Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г.

№ 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» . Данное определение достаточно часто используется в официальных документах, регулирующих вопросы подготовки нормативных правовых актов .

При этом проблема дефиниций нормативно-правовых актов, используемых в законодательстве, связана с тем, что здесь определения носят достаточно узкий характер, поскольку непосредственно связаны со сферой, которая регулируется конкретным законом, использующим такое понятие.

Например, вышеприведенные примеры из регионального законодательства связывают нормативно-правовые акты с конкретными субъектами их принятия, а именно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом такой подход справедлив, поскольку региональный законодатель не рассуждает о том, что в целом является нормативно-правовым актом, а определяет его дефиницию применительно к конкретному региону, в общем же круг субъектов, полномочных принимать нормативные правовые акты, намного шире, вплоть до народа, который может принят такой акт посредством референдума как формы прямого народовластия.

В науке можно встретить следующие дефиниции нормативно-правового акта.

  • “Нормативный правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности”.
  • “Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в установленной законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках их компетенции, содержащий нормы права – правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия”.

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Определения нормативно-правовых актов позволяют выделить систему их признаков.

  •  акт характеризуется волевым содержанием;
  •  акт имеет официальный характер;
  •  акт входит в единую систему;
  •  акт носит нормативный характер;
  •  акт представляет собой письменный документ;
  •  акт принимается по специальной процедуре;
  •  акт принимается компетентными органами;
  •  акт регулирует общественные отношения;
  •  акт гарантируется принудительной силой государства .

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, в основу такой классификации могут быть положены:

  •  юридическая сила нормативно-правового акта;
  •  особенности правового положения субъектов правотворчества;
  •  срок действия нормативно-правового акта;
  •  сфера действия нормативно-правового акта;
  •  предмет правового регулирования.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  •  Конституцию;
  •  законы;
  •  подзаконные нормативные акты.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации, ее нормы имеют прямое действие, и в случае противоречия любого иного нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней.

В свою очередь, законы можно разделить на федеральные конституционные и федеральные.

Отдельно можно назвать «законы Российской Федерации», т.е. нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (например, Закон РФ «О недрах» ). Атрибутом «федеральные» такие законы не наделены, хотя по своей юридической силе приравниваются к ним.

Безусловно, именно законы (федеральные конституционные и федеральные) являются ядром правовой системы России, и они занимают центральное место в классификации нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Следует отметить, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами .

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, их места в системе публичной власти, нормативно-правовые акты подразделяются на:

  •  акты, принятые в результате референдума;
  •  акты, изданные государственными органами;
  •  акты органов местного самоуправления.

В свою очередь, акты, изданные государственными органами, в силу федеративного устройства России можно разделить на принятые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

  •  постоянные – такие акты не ограничены в своем действии временным промежутком и действуют вплоть до их отмены.
  •  временные (срочные) – такие акты ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

При этом временный (срочный) характер нормативно-правового акта должен быть прямо прописан в законе. Иными словами, «по умолчанию» любой нормативно-правовой акт является бессрочным (постоянным). Чтобы такой акт приобрел характер временного (срочного), конкретный срок его действия должен быть прямо указан в таком акте.

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  •  общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  •  региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

По предмету правового регулирования (по содержанию) выделяют:

  •  акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в сфере трудовых отношений и т.д.

При этом такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации включает в себя гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы предпринимательского права и т.д.

Элементы состава преступления. Из теории уголовного права – здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5faa7e02363ad27e8d3edee1/normativnopravovoi-aktponiatie-priznaki-i-vidy-iz-teorii-gosudarstva-i-prava-5fc3f38b4c127965db129da6

Понятие и содержание нормативных правовых актов (НПА)

Нормативно правовой акт как пишется

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Для НПА характерны следующие признаки:

  • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
  • это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
  • это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
  • подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Виды НПА

Поскольку Российская Федерация (РФ) является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (РФ) и субъектов РФ, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

Таким образом, виды НПА в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления.

Виды НПА в зависимости от срока действия:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

По юридической силе все НПА подразделяются на:

  • законы;

  • подзаконные акты.

Законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный правовой акт – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

♦ Конституция РФ. ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ);

♦ Федеральные законы:

    • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
    • Федеральные конституционные законы; 
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
    • Постановления Правительства России;
    • Акты федеральных органов исполнительной власти – министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д. (приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);

♦ Законы субъектов федерации.

♦ Подзаконные правовые акты субъектов федерации:

    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Важно! Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/npa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.