Нормативная правовая информация

Нормативно правовая информация

Нормативная правовая информация

1) Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющее ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 №781‑II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) Неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) Неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и др.).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

· круга государственных органов, организаций, учреждений;

· круга должностных лиц;

· всех граждан или некоторых их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и др.);

· того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

· конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального Прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствие с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одним актом над другими.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.

Акты вышестоящих органов обладают юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствие с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствие с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на:

· законы (законы РФ и законы субъектов РФ) – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая Всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

а) законов РФ о поправках к Конституции РФ;

б) федеральных конституционных законов;

в) федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

· подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во время исполнения законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.

Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

· международные договоры и соглашения – нормативный правовой акт, регулирующий отношения РФ с иностранным государством или международной организацией.

В соответствие с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

· внутригосударственные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами рФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами рФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Источник: https://poisk-ru.ru/s21872t3.html

Нормативная правовая информация

Нормативная правовая информация

Российская открытая академия транспорта

Контрольная работа

По дисциплине: «Правовые основы информатизации»

выполнил: студент 1110-x/xxx-xxx

Xxxxxxx X.X.

проверил: Ермаков А.Е.

Москва 2012 г.

ЗАДАНИЕ 1

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 3

ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

ИНФОРМАЦИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАНИЕ 2

ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”.

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.

Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

– законов РФ о поправках к Конституции РФ;

– федеральных конституционных законов;

– федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.ru/13_96029_normativnaya-pravovaya-informatsiya.html

Лекция 1

Нормативная правовая информация

Лекция 1.                                                                                              

Тема:

Правовая информация и способы ее распространения.

Учебные вопросы:

1.      Понятие и структура правовой информации.

2.      Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов.

3.      Способы распространения правовой информации.

4.      Перспективы использования компьютерных технологий для официального опубликования нормативных правовых актов.

     Литература:

1.      Введение в правовую информатику. Под общей редакцией Новикова Д.Б., Камынина В.Л., М: НПО «ВМиИ», 1999.

2.      Нормативные правовые акты ( по тексту).

1. Понятие и структура правовой информации.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации ши­роко применяется термин «правовая информация».

К правовой инфор­мации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и дру­гих нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую ин­формацию включаются также материалы о правовом образовании и раз­работке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного,правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, норматив­но-технических и научных материалов, охватывающих все сферы право­вой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором» (то есть от кого она исходит) и на что она направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация ин­дивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значе­ние и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально-правового характера, имеющая юри­дическое значение, — это информация, исходящая от различных субъек тов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на созда­ние (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не вле­кущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализа­цию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

А). Официальная правовая информация.

Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

А1). Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее — НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим ор­ганом в пределах его компетенции и направленный на установление, из­менение и отмену правовых норм. Нормативный правовой акт может быть как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступ­лением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобяза­тельное государственное предписание постоянного или временного харак­тера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-П ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативно­го характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз при наличии обстоятельств, предусмотренных данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма права распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком:

родом занятий, полом, жительством на определенной территории и т.д.).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем пер­вый признак основной, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального

прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает

соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подза­конные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударст­венные договоры.

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем ре­ферендума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всена­родным анием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые ак­ты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

• законов РФ о поправках к Конституции РФ;

• федеральных конституционных законов;

• федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Кон­ституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также за­коны, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в за­висимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Норматив­ные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в фор­ме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и рас­поряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую си­лу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так назы­ваемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и'постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры — нормативные правовые акты, регули­рующие отношения Российской Федерации с иностранными государст­вами или международными организациями.

Внутригосударственные договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представ­ляющим для сторон взаимный интерес.

А2). Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации мож­но отнести:

• ненормативные акты общего характера;

• акты официального разъяснения;

• правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководя­щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ и др.

По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам.

При этом не подверга­ется сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении едино­образного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, су­дебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д.

Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как норма­тивный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о пазначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Прези­дента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

А3). Нормативное содержание и форма правового акта

Существует зависимость между нормативным содержанием акта и его формой.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановле­ний, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти регулируется действующим законодательством.

В соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.

97 № 1009 «Об ут­верждении Правил подготовки нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной влас­ти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, пра­вил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Соответственно, ненорматив­ные акты издаются в самых разных формах, предусмотренных законом.

Источник: http://nikolle.narod.ru/it1.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.