Норма акт

Содержание

Норма права и нормативные правовые акты: понятия, признаки, свойства

Норма акт

В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, в которых необходимо выбрать линию поведения. Это может быть работа, дом, семья, общественное место и др. Ответ на вопрос о желаемом, допустимом или должном поведении в большинстве случаев человек получает посредством социальных норм. которые сложились в определенном обществе.

Система социальных норм представляет собой элемент системы нормативного регулирования. В обществе чаще всего действуют два вида норм: технические и социальные.

Замечание 1

Норма права и нормативно-правовые акты (НПА) формируют границы, в рамках которых происходит сохранение сущности определенного явления или объекта.

Использование технических норм характерно для регулирования человеческого поведения в его отношениях с техникой и природой.

Они способны указывать на то, каким образом люди должны обращаться с трудовыми орудиями, машинами, проявлять реакцию на воздействующие природные силы.

Технические нормы напрямую связаны с уровнем развития производительных сил, а пренебрежение к ним часто приводит к необратимым последствиям.

Современная система технических норм представлена технологическими правилами, правилами техники безопасности, использования современных приборов и машин, правилами санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. В любой сфере деятельности человека, в области создания им материальных и духовных благ, он должен знать и творчески использовать предназначенные для этого технические правила.

Даже имея в распоряжении современную технику, человек, скорее всего, не сможет получить ожидаемый результат. Помимо этого, высокой является вероятность, что такие люди смогут испортить сложный прибор, а несоблюдение техники безопасности часто оборачивается производственными травмами и прочими тяжелыми последствиями для нарушителей и даже для окружающих людей.

С соблюдением технических норм связано и последующий рост ответственности человека перед обществом. Об этом свидетельствуют события, которые связаны с катастрофой на Чернобыльской атомной станции. Очевидно, что технические нормы представляют собой правила работы с природными и техническими объектами, которые разработаны на основе знания законов техники и технологии.

Большое значение здесь имеет и соблюдение социальных норм, регулирующих отношения, которые проявляются при осуществлении социальных, экономических, политических, культурных задач. Они стоят перед обществом, страной или отдельным человеком.

Замечание 2

Социальные нормы являются регуляторами, которые могут устанавливать точные границы поведения членов общественных отношений. Они включают одинаковую меру (масштаб) поведения в виде нормы и характеризуются неперсонифицированностью адресата («относятся к тому, кого это касается»), обязательным исполнением и повторяемостью действий, наличием наказания за нарушение.

Меры общественного воздействия направлены на достижение требуемого состояния отношений в обществе. По необходимости для этого используется механизм социального принуждения.

Социальные нормы характеризуются уровнем общественного развития, а сфера их действия представлены общественными отношениями. В процессе определения требуемого или возможного поведения человека, коллективы людей формируют нормы.

Таким образом, социальные нормы представляют собой правила, которые регулируют поведение человека и деятельность создаваемых им организаций в процессе взаимоотношения друг с другом.

Социальные нормы представляют собой:

  • правила поведения людей (указывают на то, какими должны быть поступки);
  • правила общего характера (отличаются от индивидуальных правил);
  • правила поведения человека (не только общие, но и обязательные правила поведения в обществе, обеспечиваемые мерами принуждения).

Благодаря рассмотренным свойствам любая социальная норма оказывает регулирующее воздействие на любого члена общества и общественные отношения в целом.

Рассмотрим классификацию социальных норм в современном обществе. Она производится в соответствии со способом создания (формирования), способом защиты (обеспечения, охраны).

В зависимости от этих критериев принято различать виды социальных норм:

  1. правовые нормы (правила поведения, которые подлежат установлению и охране государством).
  2. Нравственные нормы (нормы морали, этики) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в зависимости от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и долге, достоинстве. Их охрана происходит с помощью силы общественного мнения или внутренних убеждений.
  3. Нормы обычаев включают правила поведения, которые вкладываются в обществе в процессе многократного повторения в течение длительного периода времени (в ходе истории). Они входят в привычку человека, охраняются от нарушений с помощью естественной внутренней потребности человека и силы общественного мнения.
  4. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) включают правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями. Их охрана происходит посредством мер общественного воздействия, которые предусматривают уставы этих организаций.
  5. Религиозные нормы, формируемые различными вероучениями. Их используют в ходе совершения религиозных обрядов, а охраняют с помощью мер общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.

Особенности норм права

Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.

Замечание 3

Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).

В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.

Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):

  1. Принадлежность к социальным нормам.
  2. Правовая природа.

Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:

  • нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
  • неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
  • непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
  • многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
  • неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
  • обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
  • принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).

Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.

Опиши задание

Признаки и свойства правовых норм

Юридическая природа правовой нормы предопределяет следующие специфические признаки:

  1. непосредственный источник — государство, включая санкционирование (является государственно-властным велением);
  2. охрана силами государства, возможностью реализации с помощью его принуждения, что придает надежность и реальную осуществимость;
  3. безусловность (обязательность для всех тех лиц-адресатов, вне зависимости от их общественного положения, субъективного отношения к любому юридическому предписанию и др.);
  4. особая формальная определенность:
    1. в соответствии с внутренней организацией (внутренней формой) она должна являться конкретным и точным предписанием;
    2. в соответствии с внешней формой она должна быть включена в официальные источники (формы выражения) права (например, нормативно-правовые акты);
  5. действие в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения.

Этот пункт необходимо рассматривать с позиции двух аспектов. Первый из них относится к самому механизму действия правовых норм.

Так, они способны регулировать человеческое поведение только в случае осознания (интеллектуальный аспект) и с помощью воздействия на их волю посредством властного содержания (волевой аспект).

Вторая особенность правовой нормы заключается в том, что она, как и право в целом, способна выражать волю государства. По этой причине особую роль начинает играть легитимность органов государства, которые формируют нормы права.

Наряду с этим правовая норма обладает естественно-историческими истоками, является социально обусловленной и представляет собой продукт человеческой деятельности. Она способна отражать соответствие меры свободы индивида и свободы общества, выступая как модель и регулятор общественных отношений.

  1. действие в качестве формы определения и закрепления прав и обязанностей, которые устанавливают диапазон свободных действий субъектов права. С правами всегда корреспондируют обязанности, которые им соответствуют и относятся как к определенному субъекту или к не определенным лицам. Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.

Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

  1. системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.

Определение 1

Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.

Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества. В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».

Сегодня более используемыми являются несколько источников права:

  • правовой обычай;
  • нормативный акт права;
  • судебный прецедент;
  • доктрина и идея;
  • договор нормативного содержания;
  • религиозный текст.

В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.

Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки.

В число первых из них входят: возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения); оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения); удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах); единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав). По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.

Замечание 4

Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.

Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи. Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. Уже в XX в.

закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники.

В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы.

Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).

Нормативный правовой акт современности должен:

  • издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;
  • обладать государственно-властным характером;
  • охраняться государством (иногда принудительно);
  • обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);
  • существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;
  • являться элементом строгой иерархии и системы права.

В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением. Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.

Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц. Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/norma-prava-i-normativnye-pravovye-akty/

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Норма акт

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”, а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах.

Прошу моих читателей – “нечайников” указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин.

Здесь же нельзя поворачивать!» В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права. Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы. Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах. Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс. Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон.

Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/3/17/pravovedenie_dlya_chajnikov_%E2%80%93_2_normativnye_pravovye_akty_kak_istochniki_prava

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.2 Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. |

Норма акт

  • Норма права. Понятие.
  • Состав нормы права.
  • Формы норм права.
  • Особенности норм права.
  • Виды норм права.
  • Источники права.
  • Нормативный правовой акт. Понятие, признаки.
  • Виды нормативно-правовых актов.

Норма права.

Норма права (правовая норма) – охраняемое государством общеобязательное право , которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.

Состав нормы права.

  • Гипотеза (предположение) – описывает условия применения права (ЕСЛИ пешеход переходит дорогу).
  • Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило (ТО должен переходить дорогу на зелёный свет светофора).
  • Санкция (взыскание) – предусматривает последствия невыполнения нормы (ИНАЧЕ от будет оштрафован).

Формы ном права.

  • Дозволение – предоставление права на совершение определённых положительных действий (что можно делать).
  • Предписание – установление обязанности совершать определённые действия (что нужно делать).
  • Запрет – установление требования воздержаться от определённых действия (чего нельзя делать).

Особенности норм права.

  • Закреплённость в законе или других нормативных правовых актах.
  • Общеобязательность: их обязаны соблюдать все – и отдельные лица и организации.
  • Конкретность, детализированность.
  • Обеспеченность силой государства.

Виды норм права:

  • конституционные законы
  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов.

Источники права.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта.

  • Содержит нормы права.
  • Предназначен для регулирования общественных отношений.
  • Общеобязателен для исполнения.
  • Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательное требование.
  • Издаётся компетентными органами государства или принимается всенародным анием – путём референдума.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, то есть обращён к индивидуально-неопределённому субъекту.
  • Рассчитан на многократное применение.
  • Гарантируется принудительной силой государства.

Закон.

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий следующие признаки:

  • принимается в особом порядке органами законодательной власти или референдумом,
  • выражает волю народа,
  • обладает вышей юридической силой,
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Основные законы (Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы).
  • Обыкновенные законы (текущие) – федеральные законы, законы субъектов РФ.

Различайте!

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, то есть к предмету ведения Конституции РФ (например, Закон «О чрезвычайном положении», «О выборах Президента РФ» и др.)

Федеральные законы – законы, регулирующие важнейшие вопросы общественной жизни, не относящие к ведению Конституции РФ (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, «Об акционерных обществах» и др.)

Подзаконный акт.

Подзаконный акт — нормативно-правой акт, изданный на основе и во исполнение закона:

  • обладает меньшей юридической силой, чем закон,
  • базируется на законе, обладая вспомогательной и детализирующей ролью.

Виды подзаконных актов.

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
  • Решения и постановления органов законодательной власти субъектов РФ.
  • Решения, распоряжения, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  • Локальные нормативные правовые акты (предприятий, учреждений, организаций).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-56/

Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять

Норма акт

Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять

20 февраля 2017 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Многие вопросы повседневной жизни организации, а также ее отношений с работниками не регулируются напрямую Трудовым кодексом или иными нормативными правовыми актами (федеральными законами, приказами министерств и т.д.).

Ведь в отличие от других отраслей права, в сфере трудовых правоотношений работодатель может сам выступить в роли нормотворца. То есть принять локальные акты, исполнять которые будут обязаны все работники.

Более того, в некоторых случаях принятие подобного акта — обязанность организации! Что же такое локальный акт? Какие акты и когда работодатель должен принять в обязательном порядке? Как правильно применять нормы этих актов? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

О возможности работодателя самостоятельно принимать локальные нормативные акты говорится в статье 8 Трудового кодекса, согласно части 1 которой такое право есть у организаций и ИП-работодателей.

Однако определения локального нормативного акта данная статья не содержит, отмечая, лишь, что они в обязательном порядке должны содержать нормы трудового права. Собственно, именно это уточнение и позволяет отделить локальные нормативные акты от прочих кадровых документов, издаваемых работодателем.

Ведь норма права — это общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (п. 2 приложения к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД). Оттолкнувшись от приведенной цитаты, можно дать определение локальному нормативному акту.

  Это внутренний документ работодателя (организации или ИП), который рассчитан на неоднократное применение. Он устанавливает права и обязанности как самого работодателя, так и его работников (либо всех, либо отдельных категорий) в той части трудовых правоотношений, которая напрямую трудовым законодательством не урегулирована.

В том, что данный документ рассчитан на многократное применение, заключается отличие локальных актов от прочих кадровых документов, оформляемых организацией. Так, различные приказы (о приеме на работу, увольнении, переводе, премировании, направлении в командировку и т.п.

) используются только один раз в отношении конкретного работника в конкретной ситуации, и на многократное применение не рассчитаны. Именно поэтому приказ, скажем, о приеме на работу не относится к локальным правовым актам, хотя он и устанавливает права и обязанности. Такой приказ является актом применения права.

А вот, к примеру, положение о премировании, или положение о командировках — акты, которые могут и должны использоваться каждый раз при назначении премии или при направлении в командировку. Причем, эти акты работодатель может применить к любому работнику и в любой момент.

Так что названные документы определенно рассчитаны на многократное применение и устанавливают взаимные права и обязанности работодателя и работников. А значит, положение о премировании или командировках может служить классическим примером локального нормативного акта.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Что «сильнее»: трудовой договор или локальный акт?

Итак, с правовой природой и признаками локальных актов мы разобрались. Теперь необходимо определиться с его юридической силой, т.е. местом в иерархии других актов, регулирующих трудовые отношения.

В статье 8 ТК РФ прямо сказано, что локальные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с тем, что зафиксировано в трудовом законодательстве, а также в коллективных договорах и соглашениях. В случае, если локальный акт содержит подобные нормы, то они не применяются.

Из этого очевидно, что юридическая сила локального акта меньше, чем у Трудового кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти или местного самоуправления. И ниже, чем у коллективных договоров и соглашений. Обобщим.

Локальные акты, как документы, действующие только в рамках одной организации (или ИП-работодателя), по своему юридическому статусу стоят на две ступени ниже законов и подзаконных актов, которые определяют права и обязанности всех работодателей в стране, и отраслевых и межотраслевых соглашений, которые регулируют отношения определенных групп работодателей. А по отношению к коллективному договору (для заключения которого предусмотрена весьма сложная процедура) локальные акты стоят на ступень ниже.

Что же касается соотношения между локальным актом и трудовым договором, то четкой нормы о том, какой из документов главнее в Трудовом кодексе мы не найдем. При этом, согласно ст.

 9 ТК РФ, трудовой договор не может содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий по работникам по сравнению с тем, что установлен в локальном акте.

Из этого следует, что локальный акт, действующий на момент заключения трудового договора (или внесения в него изменений), имеет бо́льшую юридическую силу.

А вот обратная ситуация, когда новый локальный акт вступает в противоречие с трудовым договором, в Трудовом кодексе не урегулирована. Однако, учитывая, что утверждение работодателем локального акта в силу ст. 72 ТК РФ не является основанием для внесения изменения в трудовой договор, можно предположить, что в данном случае приоритет будет за трудовым договором.

Таким образом, в отношениях между локальными актами и трудовыми договорами действует принцип более ранней даты: приоритет имеет тот документ, который принят (подписан) первым.

Какие локальные акты работодатель обязан принять

Перейдем к следующему вопросу: когда работодатель может издать тот или иной локальный акт? В статье 8 ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет. Там говорится, что акты принимаются работодателем «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».

Из данной цитаты можно сделать следующие выводы. Во-первых, работодатель может (а иногда — должен) принимать подобные акты в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе, или иных нормативных правовых актах.

Таких случаев в ТК РФ не мало. Причем, в некоторых из них речь идет именно об обязанности работодателя по принятию соответствующего локального акта.

Например, работодатель обязан принять следующие локальные акты:

1. Штатное расписание (ст. 15 и 57 ТК РФ).

Составить штатное расписание по готовому шаблону Попробовать бесплатно

2. График отпусков (ст. 123 ТК РФ).
3. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
4. Документы, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ).

5. Положение об оплате труда и премировании, если соответствующих условий нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК РФ).
6. Порядок индексации зарплаты, если данный момент не отражен в положении об оплате труда (ст. 134 ТК РФ).
7.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим и соответствующего перечня нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 57 и ст. 101 ТК РФ).
8.

Локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), если такое практикуется в организации и указанные положения не включены в Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Документ об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ).
10.

Положение об аттестации, если в организации осуществлялись (или планируются) увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
11. Правила и инструкции по охране труда (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
12. График сменности, если в организации применяется сменная работа (ст. 103 ТК РФ).
13.

Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, если данные положения не включены в коллективный договор (ст. 168 ТК РФ).

Есть подобные требования и в других законодательных актах. В частности, в силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодатель обязан утвердить. Положение об охране коммерческой тайны, если в трудовой договор хотя бы с одним работником включены условия о работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.

  Абзац 6 п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.03 № 1/29) обязывает работодателя утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Этот акт принимается, если работодатель решил не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Наконец, не стоит забывать про требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390). Согласно п. 2 Правил, в компании должна быть утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности.

В других случаях утверждение локального акта, даже прямо упомянутого в ТК РФ, может быть правом, а не обязанностью работодателя. К примеру, если в компании не создается производственный совет, то и утверждать соответствующий локальный акт не требуется (ст. 22 ТК РФ).

Приведем и другой пример. Если представлять работодателя при заключении коллективного договора будет непосредственно руководитель, то утверждать специальный локальный акт, содержащий перечень уполномоченных на ведение переговоров лиц, не обязательно (ст. 33 ТК РФ).

Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством.

Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно.

Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.

Как принять локальный акт

В Трудовом кодексе зафиксированы только самые общие положения, касающиеся порядка принятия локальных нормативных актов. Так, согласно ст. 8 ТК РФ, если в организации имеется профсоюз, то в случаях, прямо указанных в ТК РФ, при принятии локального акта работодатель обязан запросить мнение профсоюза.

Например, такая обязанность возникает при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), Правил компенсации расходов для работников, занятых в районах Крайнего Севера (ст. 325 ТК РФ).

В остальных случаях (либо во всех, если организация профсоюзом не обременена), локальные акты принимаются работодателем самостоятельно. Что касается формы, то на практике локальные акты чаще всего принимаются в виде различных положений, порядков, инструкций.

Порядок подготовки и согласования текста документа внутри организации может быть любой, но вот утверждать готовый документ должен либо непосредственно руководитель организации, либо иное уполномоченное им лицо.

Утверждение может происходить как отдельным распорядительным документом —приказом или распоряжением об утверждении локального акта, так и в виде соответствующего реквизита «Утверждаю», или «Утверждено» на самом локальном акте. Каких-либо ограничений, связанных с этим вопросом, трудовое законодательство не содержит.

О порядке вступления в силу локальных актов и о том, как правильно вносить в них изменения и отменять ставшие ненужными нормы, мы поговорим отдельно в следующей статье.

Подготовить все документы для перехода на электронные трудовые книжки

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2017/2/12013

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.