Нарушения в использовании земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Нарушения в использовании земель сельскохозяйственного назначения
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в структуре земельного фонда.

В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса такими признаются земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. В числе их главных характеристик – качество почвы. Но значительные площади таких земель не используются для сельскохозяйственного производства. Одна из причин неиспользования земель по назначению – они находятся в частной собственности.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 “О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ” гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада.

При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России”.

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник: https://promdevelop.ru/industry/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты

Нарушения в использовании земель сельскохозяйственного назначения

Полянский, Д. Н. Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты / Д. Н. Полянский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49511/ (дата обращения: 20.01.2021).



В статье представлены некоторые аспекты разрешенного использования и нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Дана характеристика нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения.

Установлены компетентные органы, занимающиеся контролем соблюдения норм целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Установлены санкционные меры, применяемые для нарушителей разрешенного вида использования земель.

В заключении представлены возможные пути решения поставленных проблем.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое использование.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей [1].

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения занимает 13 % от всей территории Российской Федерации, что составляет 222 100 000 гектар [2].

Ст. 78 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей, а также рыбоводства.

Однако самовольное строительство предприятий, объектов инфраструктуры, жилых зданий, организация стоянки или склада, завал мусором является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации. Эти нарушения ведут к изменению режима земель, что является нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.

В законе не оговаривается срок совершения правонарушения. Следовательно, достаточно лишь установить наличие факта нецелевого использования земельного участка.

Поскольку земля в Российской Федерации находится под особым контролем государства, контроль за соблюдением правовых норм о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения осуществляют такие органы, как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация. Эти органы власти могут проводить плановые и внеплановые проверки, в результате которых возможно выявление факта нецелевого использования участка земли, предназначенного для ведения сельского хозяйства. Также эти органы могут установить факт нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения по информации, поступившей от прокураторы или Федеральной налоговой службы, которые в свою очередь занимаются выявлением факта нелегальной предпринимательской деятельности. Кроме того, могут быть приняты заявления от собственников соседних участков. Участок земли, который не используется по назначению, может принести экологический вред соседним участкам.

За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд санкций.

Так государственные органы власти на основании Статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пункт 2: «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде» [3].

Статья 285 Гражданского кодекса Российской Федерации дублирует право принудительного изъятия участка земли.

Однако в Статье 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» более полно раскрыты условия принудительного изъятия земельного участка у нарушителей целевого использования земли сельскохозяйственного назначения.

В пункте 6 установлен порядок действий по ведению процесса принудительного изъятия, вынесшего предписание, уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора. Пункты 8, 9, 10 и 13 описывают условие проведения публичных торгов по продаже земельного участка [3].

Также предусмотрено административное наказание для нарушителей целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в виде наложения административного штрафа. Размер штрафа установлен в статье 8.8 КоАП РФ.

Размер штрафа зависит от нескольких совокупных факторов, таких как: кем является владелец — гражданином РФ, должностным лицом или юридическим лицом; определена или нет кадастровая стоимость земельного участка.

Также установлена минимальная сумма штрафа для каждой категории лиц. Санкции представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Санкции за использование земельного участка не по целевому назначению всоответствии сего принадлежностью ктой или иной категории земель и (или) разрешенным использованием

Категории лицОпределена кадастровая стоимость земельного участкаНе определена кадастровая стоимость земельного участка
Процент кадастровой стоимости земельного участкаМинимальная суммаМинимальная суммаМаксимальная сумма
отдоотдо
Для граждан0,5 %1 %10000 р.10000 р.20000 р.
Для должностных лиц1 %1.5 %20000 р.20000 р.50000 р.
Для юридических лиц1.5 %2 %100000 р.100000 р.200000 р.

Судебная практика по применению ст. 8.8 КоАП РФ на сегодняшний день часто складывается не в пользу собственников земельных участков.

Если компетентными органами был установлен факт нецелевого использования земли, предназначенной для нужд сельского хозяйства, то оспорить в суде установление такого факта довольно затруднительно. Суды назначают штрафные санкции.

Так, например, Талдомский районный суд Московской области вынес решение № 12–61/2017 от 27 октября 2017 г. Суд решил постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель, начальника межмуниципального отдела по г.

Дубна и Талдомского района Московской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч. 3 КоАП РФ, оставить без изменений, а поданную жалобу защитника ФИО4 без удовлетворения.

Статья 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» широко используется судами в гражданском процессе Российской Федерации. Так, например, 23.10.2017 года Ростовский районный суд Ярославской области по делу № 2–870/2017 установил, что Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обратился в суд с иском к Ждановой Т. М.

с требованием об изъятии земельного участка категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для сельскохозяйственного использования, принадлежащего на праве собственности Ждановой Т. М., с целью его продажи с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием в соответствии с п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ответчик Жданова Т. М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на иск не представила.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований. Суд решил удовлетворить исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в полном объеме. Изъять у Ждановой Татьяны Михайловны земельный участок , соответствии с п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Право собственности Ждановой Татьяны Михайловны на указанный земельный участок прекратить.

В представленном примере мы можем видеть классическое применение статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ. Гражданка Жданова Т. М. использовала не по назначению свой земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства. Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в ходе проверки выявил нарушение.

После соблюдения всех необходимых процессов досудебного урегулирования подал иск в суд с иском к Ждановой Т. М. с требованием об изъятии земельного участка. Суд вынес решение об изъятии земельного участка у Ждановой Т. М. и прекращении право собственности на него. Если бы Жданова Т. М.

занялась участком после вынесения протокола о нарушении, то дело бы не дошло до суда и собственница участка не лишилась бы его.

Земли сельскохозяйственного назначения помимо целевого назначения также могут быть подвержены зонированию. Местные власти муниципалитетов и регионов проводят землеустроительные работы и разрабатывают классификацию видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из этого, собственники земельных участков ограничены в использовании земли целевым назначением (категория земли сельскохозяйственного назначения) и видом разрешенного использования участка (правила которого устанавливаются местными властями).

Не характерные для ведения сельскохозяйственных нужд виды разрешенного использования требуют смены целевого назначения. Для этого нужно обосновать необходимость изменения целевого назначения. Затем провести кадастровые и землеустроительные работы. Сведения об изменении категории земли вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что система выявления компетентными органами нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации налажена.

Органами власти проводятся проверки, выявляется неиспользование или нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Судебная практика по всей Российской Федерации достаточна обширна.

Суды активно принимают решения об изъятии земельных участков в соответствии со Статьями 6 ФЗ № 101-ФЗ и 285 ГК РФ. Также широко применяется практика назначения штрафа в соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ.

Однако широкая судебная практика в теме нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения также может говорить о незначительности применяемых санкций для нарушителей закона. Мы считаем, что необходимо увеличить сумму штрафа для граждан, должностных и юридических лиц в 2 раза.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/202/49511/

Статья 8.8 КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Нарушения в использовании земель сельскохозяйственного назначения

Новая редакция Ст. 8.8 КоАП РФ

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.

1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, –

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц – от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Источник: http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-2/gl-8/st-8-8-koap-rf

Вас признали нарушителем по статье 8.8 КоАП РФ: что делать?

Нарушения в использовании земель сельскохозяйственного назначения

Обратим внимание, что в статью 8.8 КоАП включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений. Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.

На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:

  • использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП );
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 8.8 КоАП);
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП).

 Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.

1.1. Использование земельного участка не по целевому назначению

Законом регламентировано, что правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам(ст. 42 ЗК РФ).

Кроме того, нецелевое использование земельного участка также предусматривает случаи использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на участке (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Данное нарушение характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.

Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч.6 ст. 62 Закона о регистрации).

1.2. Неиспользование земельного участка

Данное административное правонарушение заключается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, т.е. собственник, арендатор или владелец земельного участка не выполняет принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию участка в предназначенных целях и в установленный законом срок.

Другими словами, рассматриваемое административное правонарушение совершается в форме бездействия виновного лица.

Причем обязательным признаком указанного правонарушения является установленный для использования этого участка срок.

Это означает, что вопрос о наличии в действиях виновного лица состава данного правонарушения может быть поставлен только после истечения установленного законом срока.

Срок для привлечения к ответственности за неиспользование земельного участка по назначению устанавливается в зависимости от целевого назначения.

Так за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения привлекают в случае, если земельный участок не используется:

  • в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.
  • в течение 1 года по целевому назначению после его приобретения на публичных торгах, если ранее такой участок:

– был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

– по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований 3 года и более (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП).

К ответственности за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, привлекают в случае, если такие участки не используются в течение 3-х лет в целях, для которых они предоставлены (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ).

1.3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Данный вид правонарушения также выражается в бездействии виновного лица, а именно в не проведении действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв.

В ряде случаев оно может быть выражено в недостаточных или несвоевременных действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает необходимого эффекта. 

В соответствии с ч.4 ст. 8.8 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;также влечет наложение административного штрафа.

По общему правилу приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При этом для привлечения к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП основное значение имеет срок, установленный для выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. 

2. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ

Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В отношении правонарушений, установленных ст. 8.8 КоАП, привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ст. 23.15 КоАП) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок (ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП);
  •  Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы (ст. 23.21 КоАП) по делам об административных правонарушениях в связи с:

– нецелевым использованием земельного участка;

– неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;

– невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8 КоАП).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?

В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • устранить выявленное нарушение.

Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.

Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:

– оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка[28];

– начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;

– исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Важно!Даже если вы устраните нарушения любым способом, оплатить штраф все равно придется.

И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.

В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

Важно!Срок на подачу жалобы достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  •  отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  •  непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя;

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

 В результате обжалования судом может быть принято решение:

  •   об отмене постановления о привлечении к административной ответственности;
  •   о снижении размера штрафа за правонарушение.

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vladeilegko/vas-priznali-narushitelem-po-state-88-koap-rf-chto-delat-5d9c2472d4f07a00acb7b2c3

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Нарушения в использовании земель сельскохозяйственного назначения

Штрафы за нецелевое использование земли

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

https://www.youtube.com/watch?v=LJysrlJtL6k

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.