Местом жительства несовершеннолетних признается

Оформление регистрации несовершеннолетним гражданам

Местом жительства несовершеннолетних признается

В ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации дано следующее определение – ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (ст. 61 СК РФ).

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

На основании п. 114 Приказа ФМС России № 288 от 11.09.2012 г.

«Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы № 8.

В случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда, регистрация детей осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении.

В соответствии со ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается их соглашением, поэтому ребенок может быть зарегистрирован по месту жительства отца или матери.

Для регистрации несовершеннолетнего ребенка одним из родителей требуется согласие от второго родителя, если он зарегистрирован по месту жительства в другом жилом помещении. Нормативно-правовые акты не содержат требования о том, что второй родитель должен присутствовать при подаче документов на регистрацию ребенка, либо выражать свое согласие в письменном виде.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации независимо от их возраста регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане, прибывшие к месту жительства, обязаны не позднее 7 дней со дня прибытия обратиться с заявлением по установленной форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, либо подать его и другие, предусмотренные законом документы, в форме электронных материалов через единый портал госуслуг.

Обязанность по регистрации несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, возлагается на их законных представителей, т.е. на родителей, усыновителей или опекунов.

Федеральный закон от 15.11.1997 г.

№143-ФЗ «об актах гражданского состояния» устанавливает обязанность подачи родителями заявления о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Если свидетельство о рождении уже получено, и ребенок прибыл на постоянное место жительство к отцу или матери, законный представитель ребенка, не позднее семи дней обращается с документами к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

В случае, если родители допустили проживание ребенка без регистрации, они несут административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ., т.к. ребенок, проживающий без регистрации по месту жительства или по месту пребывания свыше установленного законом срока, не подлежит административной ответственности, так как не достиг 16-летнего возраста.

Учитывая, что в результате бездействия родителей, допустивших проживание без регистрации своих малолетних детей, не наступают общественно-опасные последствия, к ним (родителям) возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ (устное замечание).  

До наступления 14-летнего возраста дети считаются малолетними, и от их имени могут выступать только законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Ограниченная дееспособность возникает у детей по достижению ими 14 лет. С этого возраста они могут действовать самостоятельно, но с письменного согласия своих законных представителей.

Ограниченная дееспособность означает, что написать и подать заявление о регистрации по месту жительства ребенок может один, приложив к заявлению нотариально удостоверенное согласие законных представителей (в данном случае нотариус только удостоверяет подпись на таком согласии).

Несовершеннолетний ребенок в возрасте от 14 до 18 лет может быть зарегистрирован по месту жительства совместно со своими родителями (одним из них) на основании собственного заявления и без согласия законных представителей т.к. Семейным кодексом Российской Федерации ему предоставлено право на совместное проживание с родителями.     

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей, в порядке, установленном Регламентом.

Регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилую площадь, на которой они проживали с родителями, осуществляется самостоятельно в порядке, установленном Регламентом. При этом лицам, не достигшим 14-летнего возраста, к свидетельству о рождении выдается свидетельство о регистрации по месту жительства формы № 8.

Источник: https://04.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2173915

Определение места жительства ребенка в судебном порядке

Местом жительства несовершеннолетних признается

Одной из классических правовых конструкций в сфере брачно-семейного законодательства являются нормативные предписания, определяющие место жительство несовершеннолетних детей с родителями.

Юридическая практика демонстрирует чрезвычайное распространение споров между родителями по данному вопросу, сложившиеся представления судов о способе его разрешения.

Однако это не снимает ряда проблем, привлекших наше внимание, и решение которых способно стать мотивом для совершенствования как нормативных предписаний, так и правоприменительной позиции судов при толковании действующего закона.

Базовый принцип в части права детей на место жительства закреплен в п. 2 ст. 20 ГК РФ , согласно которой местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.

И тут сразу же возникает вопрос: а почему законодатель ограничил эту норму применительно к лицам, не достигшим четырнадцатилетнего возраста? Вряд ли ответ на такой вопрос будет найдет в содержании ст.

26 ГК РФ, устанавливающей ограниченную дееспособность несовершеннолетних, достигших такого возраста, при совершении ими сделок с согласия родителей или при распоряжении своими доходами. Понятно, что ст.

26 ГК РФ не говорит нам о полной имущественной самостоятельности детей, равно как и не определяет при этом неимущественные интересы ребенка, в том числе в части определения его места жительства. Если отталкиваться от системного толкования ст. 20 и ст.

26 ГК РФ, то местом жительства детей, достигших четырнадцатилетнего возраста, является любое избранное ими для проживания место, в том числе – отдельно от родителей. Неоправданность избранного законодателем подхода при формулировании п. 2 ст. 20 ГК РФ можно устранить только при обращении к положениям СК РФ.

Судебная практика в целом исходит из того, что несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства родителями либо соглашением родителей при их раздельном проживании.

Таким образом, само по себе определение места жительства ребенка является значимым юридическим фактом, с которым связывается возникновение и возможность реализации ребенком права на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ. Содействовать реализации этого права обязаны родители ребенка, независимо от содержания п. 2 ст. 20 ГК РФ и возраста ребенка, до достижения им совершеннолетия.

Тем более, что именно с достижением совершеннолетия, ребенок более не рассматривается в качестве такового законом (п.  1 ст. 54 СК РФ, п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Семейное законодательство исходит из принципов, согласно которым дети имеют право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).

Несмотря на то, что закон не раскрывает нам понятие семьи (и надо отметить, что во многом объем этого понятия различается в зависимости от сферы его использования, как например, при регулировании семейных и жилищных, а часто и наследственных отношений), в юридическом быту сложилось понимание семьи как основанное на браке и родстве совместное проживание нескольких лиц. Таким образом, для самого определения семьи одной из ключевых характеристик является указание на совместное проживания, что предполагает совместное проживание детей и родителей.

Но семьи, к сожалению, не всегда стабильны. Статистика ежегодно приводит нам сведения об увеличивающемся количестве разводов. А это в свою очередь, ставит вопрос о том, каково место жительства детей, если родители стали проживать раздельно.

Никакой самостоятельностью при выборе места жительства закон ребенка не наделяет. Этот вопрос в большинстве случаев, зависит только и исключительно от родителей. Более того, право пользования несовершеннолетних детей жилым помещением производно от права пользования данным жилым помещением родителей или одного из них.

И в случае, например, переезда ребенка при раздельном проживании родителей, ребенок не утрачивает права проживания в ранее занимаемом жилом помещении, где он проживал с иным родителем. Хотя в данном случае по смыслу п. 1 ст.

20 ГК РФ, местом жительства ребенка является место жительства того родителя, с которым он проживает фактически, поскольку у гражданина может быть только одно место жительства в один период времени.

Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

И вот в содержании этих положений таится главный, пожалуй, главный секрет разрешения споров между родителями об определении места жительства детей, на который почему-то никем не обращается совершенно никакого внимания, но который способен в корне изменить также представление судебных инстанций на рассматриваемую категорию дел.

Секрет этот прост, и заключается он в элементарном прочтении текста закона и его системном толковании.

Дело в том, что приведенная норма, устанавливающая порядок определения места жительства детей при раздельном проживании родителей, закреплена в ст. 65 СК РФ, поименованной «Осуществление родительских прав».

Одним словом, в целях достижения баланса интересов родителей при раздельном проживании и учитывая равноправие родителей, закон призван урегулировать способ осуществления родителями своих прав и обязанностейв их отношениях с детьми, и для целей защиты, в первую очередь, интересов детей, одним из которых является как раз и определение места жительства ребенка.

Стало быть, необходимо четко уяснить, что никакого самостоятельного иска об определении места жительства ребенка закон не знает, а рассматриваемые судами требования родителей, по существу представляют собой частный вид спора о порядке осуществления родительских прав, наряду, например, с требованиями об определении порядка общения раздельно проживающего родителя с ребенком.

Следовательно, перед нами только и исключительно правовое средство, реализация которого может быть обоснована одним – необходимостью родителя содействовать реализации имущественных и неимущественных прав ребенка, что прямо вытекает из содержания ст. 63, 64, а также п. 1 ст. 65 и 66 СК РФ.

Заметим также, что закон не содержит указания на право ребенка проживать с одним из родителей, устанавливая такое право на проживание в семье.

А при распаде семьи, определение места жительства ребенка имеет лишь одну цель – содействие интересам ребенка и эффективная реализация его прав на воспитание, обучение и пр.

Таким образом, если родители ребенка вследствие прекращения брака проживают раздельно, то правомерность требований об определении места жительства ребенка зависит напрямую от наличия доказательств того, что проживание ребенка со вторым родителем нецелесообразно и создает угрозы правам и интересам ребенка. По аналогии, именно на этом основана практика передачи ребенка на воспитание от родителя, лишенного или ограниченного в родительских правах.

К сожалению, иски такого рода чаще всего преследуют куда более земные цели, чем создание условий для нормальной и спокойной реализации прав ребенка.

В суд идут отцы, в надежде освободить себя от бремени оплаты алиментов, или создать возможность для пересмотра решений судов о разделе совместно нажитого имущества, когда суд отступил в интересах ребенка от равенства долей. Такие случаи многочисленны, и их ни в коей мере нельзя поддерживать.

Поскольку споры такого рода отнесены к спорам о праве, имеют исковую природу, то истцам необходимо не просто доказать, что их имущественное положение превосходит положение ответчика, но и обосновать само наличие спора о праве, наличие угрозы интересам ребенка, поскольку говорить о полной процессуальной самостоятельности родителя, заявляющего требование в суд, в данном случае, нельзя. За его спиной стоит фигура ребенка, и  в защиту интересов ребенка только и может быть заявлен иск об определении места жительства. Предпосылок для иного понимания данной правовой конструкции закон не содержит.

Именно поэтому, разрешая такие споры, суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Недопустимо указание в судебном решении, что ребенок нуждается в отцовской или материнской любви и ласке, как основание передачи ребенка на воспитание соответственно отцу или матери, что противоречит ст. 54 СК РФ, указывающей, что ребенок имеет право на заботу обоих родителей.

По этим же основаниям широкое распространение получила практика установления места жительства детей с матерью, если отсутствуют исключительные обстоятельства, связанные с ее личностью, и установление которых должно быть определено в законе (например, употребление наркотиков, алкоголизм, отсутствие надлежащей заботы о детях или покидание детей).

Законом не установлено преимущественное проживание несовершеннолетних детей с одним из родителей, в том числе по признаку половой принадлежности, что предполагает при решении вопроса о месте жительства ребенка в связи с расторжением супругами брака исходить из интересов ребенка. Это правило закреплено в том числе в ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Осуществление родительских прав с использование процессуального средства – иска об определении места жительства ребенка не должно превращаться в способ противостояния родителей. К сожалению, в попытках навредить друг другу, родители часто используют своих детей в качестве орудия, в последнюю очередь задумываясь о подлинных интересах ребенка.

Эти интересы ни в коей мере не могут быть восприняты субъективно и находиться в сфере желаний. Интерес ребенка по смыслу закона – категория объективная. Поэтому закон и не предоставляет ребенку права самостоятельно определять место своего жительства с одним из родителей, хотя его мнение при достижении десяти лет также учитывается при разрешении спора.

Это вытекает также из того, что в содержание права ребенка на семью входит и право на судебную процедуру в случае нарушения его семейной жизни.

В утвержденной указом Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы отмечается необходимость развития «дружественного к ребенку правосудия», под которым подразумевается система судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Источник: https://zakon.ru/blog/2014/9/20/opredelenie_mesta_zhitelstva_rebenka_v_sudebnom_poryadke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.