Машиноместо это определение

Содержание

Кадастровый учет машино-мест

Машиноместо это определение

Лавинообразный рост автотранспорта, находящегося в собственности юридических и физических лиц, породил проблему нехватки мест для их парковки – источник конфликтов из-за притязаний владельцев авто на удобное или привычное место хранения в периоды между эксплуатацией.

О том, что такое кадастровый учет машино-мест и правилах оформления собственности – расскажем в статье.

Машино-место, как субъект права

Проблема закрепления права собственности на парковочное место усугубилась с началом массового строительства многоквартирных домов, бизнес-центров, многоярусных парковок, в которых предусматривались паркинги, но отсутствовала возможность идентификации места стоянки, закрепленной за конкретным владельцем автомобиля.

С 01.01.2017 года проблема нашла разрешение с принятием  ФЗ-315, внесшим изменения в ч. 1 ГК РФ. С указанного времени машино-место обрело статус объекта недвижимости, со всеми вытекающими юридическими требованиями к его кадастровому учету и оформлению права собственности.

Определения «машино-места» содержаться в ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. С отнесением места парковки авто к объекту недвижимости, собственники получили право на:

  • учет и внесение в ЕГРН персонально идентифицированного места парковки;
  • закрепления площади и границ объекта недвижимости;
  • права на использование ипотеки для его приобретения;
  • распоряжения объектом по своему усмотрению: купли, продаже, дарению, завещанию, права на компенсацию в случае отторжения для государственных или муниципальных нужд.

Одновременно с этим, на собственника возложена налоговая обязанность по оплате налога на имущество по ставке, не более 0,3% от кадастровой стоимости.

Признаки машино-места

С 2017 года практика предоставления права пользования парковочным местом на оборудованных стоянках, без указания его отличительных признаков (особенно на автоматизированных многоярусных парковках), когда владелец транспорта, являющийся совладельцем (дольщиком),  заранее не знал, на коком месте или ярусе парковки будет размещен его автомобиль, отошли в прошлое.

Отныне, законодательно закреплены границы машино-места (приказ минэкономразвития РФ №792 от 07.12.2016 г.):

  • не менее 2,5 х 5,3 метра;
  • не более 3,6 х 6,2 метра.

Как предмет кадастрового учета каждое машино-место должно иметь:

  • внешнее ограждение, или разметку, указывающую границы;
  • указатель с гос. регистрационным номером авто;
  • или фамилию/наименование владельца (если паркуют различные автотранспортные средства).

Порядок регистрации

Письмо Росреестра №14-08417-ГЕ/17 от 11.07 2017 г. разъясняет, как  осуществляется кадастровый учет машино-мест и регистрация прав. Носит рекомендательный характер и относится к наземным и подземным парковкам.

Советуем прочитать:  Привязка здания к земельному участку

Если машино-место расположено в МКД, то преимущественное право на его приобретение имеет собственник недвижимости в этом доме.

Однако, при отсутствии претендентов на приобретение свободных мест они могут передаваться в собственность или аренду любому желающему.

Если речь идет о передаче в аренду, то машино-место должно ко времени заключения договора быть поставлено на кадастровый учет, а право собственности оформляется в соответствии со ст. 36 ЖК РФ.

Оформление начинается с подачи завления в Росреестр. Регистратор проверяет по ГИС ЖКХ не совпадает ли заявленное место с уже учтенным в ЕГРН. Следует знать, что при вводе в эксплуатацию МКД с парковкой, все, предусмотренные паном застройки машино-места, уже учтены в ЕГРН.

Однако, после начала заселения, право собственности на места общего пользования переходит к собственникам. Поэтому, чтобы выделить и закрепить за конкретным  владельцем авто место на парковке, необходимо пройти процедуру выделения в натуре своей доли в общедомовом имуществе МКД.

Это осуществляется на общем собрании собственников МКД.

Таким образом, вторым документом, который необходимо будет предоставить регистратору Росреестра, является протокол общего собрания, на котором принято решение о выделении собственнику машино-места.

Одновременно с принятием решения собрание должно обеспечить право беспрепятственного и безвозмездного пользования общедомовым имуществом, необходимым для доступа к выделенной парковке.

Проведение собрания по каждому парковочному месту не требуется, если ранее ОСС уже приняло решение об использовании подвала МКД в качестве парковки авто собственников и арендаторов.

Сведения о машино-местах содержатся в техплане и проектной документации МКД. Они, так же предоставляются регистратору.

Обязательно предоставление паспорта собственника в МКД  и квитанции оплаты госпошлины – 2 000 рублей.

Регистрация осуществляется: либо в офисе Росреестра, либо через МФЦ.

Источник: https://xn----8sbhhxkndeik.xn--p1ai/kadastrovyj-uchet-mashino-mest/

Машино-места как объект гражданских прав

Машиноместо это определение

Мы хотим парковать автомобили на отведённых местах, а не на детских площадках, не загораживая половину двора. Не у всех домов есть техническая возможность организовать комфортные машино-места.

Сегодняшняя статья для тех, у кого такая возможность есть. Мы расскажем, каков должен быть размер машино-мест, входят ли они в состав общего имущества в МКД и можно ли машино-места легально дарить и продавать.Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Что такое машино-место

1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ. Он закрепит машино-места как объект гражданских прав, и они станут полноценными объектами недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). И, при должном оформлении, будут входить в состав общего имущества в МКД.

Машино-места можно будет оформлять в собственность, дарить и продавать, то есть делать то, что обычно люди и делали, но на законных основаниях. Даже если это площадка без стен и ограждений.

Изменения произойдут в области ипотечных отношений, которые регулируются Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ. Ипотеку на машино-места можно будет зарегистрировать в течение 15 рабочих дней.

Ст. 1 ГрК РФ дополнится п. 29 – определением машино-места. Это часть здания, предназначенная только для размещения транспортного средства.

Такое место может иметь стены или другие ограждающие конструкции, или вовсе не иметь ограждений – быть открытой площадкой.

В любом случае информация о границах машино-места регистрируется в Росреестре. Каждое машинное место получает свой кадастровый номер.

В Росреестр для машино-места вносятся следующие данные:

  • вид объекта недвижимости,
  • кадастровый номер,
  • площадь,
  • номер этажа, где находится машино-место,
  • сведения о том, что помещение обслуживает все остальные машино-места в здании, сооружении или такое помещение относится к ОИ в МКД.

Получается, что законодательством машино-местом признаётся только площадка, которая связана со зданием или сооружением, открытые парковки и самовольные паркинги на обочинах дорог пока не учитываются. Очевидно, что скоро законотворцам придётся задуматься и о них.

Интересно, что теперь Росреестр не сможет отказать в регистрации машино-места без стен или других ограждений. Такую площадку можно будет оформить без проблем, а при желании потребовать отметить её границы специальной краской или наклейками.Земельный участок в составе общего имущества МКД

Где указываются данные о машино-месте

Сведения о машино-местах отображаются в техническом плане здания на основании:

  • разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию,
  • проектной документации,
  • проекта перепланировки и акта приёмочной комиссии.

При этом в техническом плане указываются все данные о площадке, кроме сведений о (об):

  • площади помещения или машино-места,
  • их местоположении в пределах этажа, здания или сооружения.

В плане этажа или части здания машинное место отмечается геометрической фигурой. Таким простым способом передаются границы площадки.Жилые помещения и общее имущество МКД станут более доступны для инвалидов

Машино-места как объект недвижимости

Мы уже говорили о том, что с нового года можно беспрепятственно подарить, продать, арендовать или купить машино-места. Они становятся объектами недвижимости.

Сведения о новом машинном месте вносятся в ЕГРН. А его учёт будет проводиться параллельно с государственным кадастровым учётом здания, в котором оно находится. Именно поэтому информация обо всех машино-местах и должна быть в акте обследования и техническом плане здания или сооружения.

Что делать владельцам уже существующих машино-мест? Не беспокоиться. Если принадлежащая им площадка подходит под определение из Градостроительного кодекса РФ, то она автоматически признаётся машино-местом.

Дополнительного сбора документов и регистрации в Росреестре не требуется. Но если владелец площадки захочет, то в любой момент сможет обновить информацию о ней в ЕГРН.

Новый порядок: как получить у Росреестра сведения из ЕГРП

Машино-места и дольщики

Суды отказывают владельцам общей долевой собственности в установке границ машино-мест и внесении сведений о них в ЕГРН. Они ссылаются на то, что такие действия невозможно проделать без ущерба всему объекту, его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и т.д.

С нового года таких судебных решений не будет. К тому же если заявитель представит в Росреестр протокол ОСС или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно согласия остальных участников на выдел доли.

Нужно помнить, что право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекращает существование с выходом последнего участника. После к общедолевому имуществу будут относиться: шлагбаумы, проезды, проходы и т.д.ГИС, сдавайся! (часть X) Вносим данные о договорах пользования общим имуществом

Размер машино-мест

Определён допустимый размер машино-места. Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 07.12.2016 N 792, которой тоже начнёт действовать с начала следующего года, минимальный размер машино-места должен составлять 5,3 х 2,5 м, а максимальный – 6,2 х 3,6 м.

Именно такие размеры будут комфортны для владельцев машин различных размеров.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/7289-mashino-mesta-kak-obekt-grazhdanskih-prav

Понятие «машино-место». Оформление в собственность, границы, договор, иное.

Машиноместо это определение

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г.

№ 354 (далее — Правила 354) установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляютсяна основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы статьи о проблемах перехода на «прямые договоры» между РСО и собственниками нежилых помещений, а также об особенностях таких договоров.

В настоящей статье рассмотрим такую категорию нежилых помещений, как машино-места, и попробуем разобраться, требует ли законодательство заключать «прямые договоры» с собственниками машино-мест, и каков порядок определения объема потребленных машино-местами коммунальных ресурсов.

Понятие «машино-место»
Пункт 2 Правил 354 к нежилым помещениям относит части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Пункт 29 статьи 1 ГК РФ дает следующее определение: машино-место — это «предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке».
Абзацем 3 пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно п. 6.2 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Таким образом, машино-места имеют назначение нежилого помещения, предназначены для размещения только транспортного средства, машино-место является самостоятельным объектом гражданских прав, сделки, направленные на отчуждения, подлежат обязательной регистрации, соответственно право собственности на машино-место должно быть оформлено в установленном законом порядке.
Вышесказанное делает невозможным отнесение машино-мест к общему имуществу многоквартирного дома (далее — МКД). Более того, право собственности на машино-места может не зависит от права собственности на иное помещение в том же МКД: лицо может иметь в собственности машино-место или несколько машино-мест и не иметь иной собственности в том же МКД.

общего имущества МКД собственником машино-места
Согласно п. 1 ч. 1 ст.

36 ЖК РФ «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы)».
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее — Правила 491) более подробно устанавливают состав общего имущества. В частности, пункт 2 Правил 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В связи с неверным толкованием и отсутствием несколько лет назад возможности оформления машино-мест в индивидуальную собственность на практике возникали ситуации (поддерживаемые судами), когда машино-места относили к общему имуществу. Здесь стоит пояснить следующее: возможно отнесение машино-мест к общему имуществу, если данные места не учтены и не выделены в технической документации как отдельные; если же данные места выделены, соответственно, указаны в техническом плане и имеют собственников, то они не могут относится к общему имуществу. В данной статье речь идет о выделенных машино-местах, каждое из которых (или их часть) имеет собственников, учтено в технической документации и зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с чч. 1-2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В связи с этим, собственники нежилых помещений — машино-мест несут бремя расходов по содержанию общего имущества МКД пропорционально своей доле в праве собственности. Это происходит независимо от того, принадлежат ли еще помещения в МКД собственнику машино-места. Если собственнику принадлежит жилое помещение и машино-место, оплата расходов на содержание общего имущества будет производится исходя из общей площади жилого и нежилого (машино-места) помещений.

Обязанность собственников машино-мест заключать прямые договора с РСО
В абз. 3 п. 6 Правил 354 указано, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В абз. 4 п. 6 Правил 354 содержится следующее положение: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Два вышеприведенных положения говорят о том, что собственник нежилого помещения заключает договора поставки услуг напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иной потребительский кооператив направляет информацию о нежилых помещениях в РСО, и уведомление собственнику нежилого помещения.
Однако, согласно абз. 6 п. 6 Правил № 354 положения третьего и четвертого абзацев настоящего пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.
Таким образом, Правила 354 устанавливают исключение в отношении машино-мест, обязанность заключения прямых договоров с РСО для собственников такого типа нежилых помещений не устанавливается. При этом у лица, управляющего домом (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязанности по направлению информации в РСО о машино-местах не возникает, собственникам машино-мест уведомление о необходимости заключения «прямого договора» также не направляется.
Кроме того, абз. 6 п. 148(1) Правил 354 устанавливает, что у собственника машино-места нет обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Объем ресурса, потребляемого собственником машино-места
Абзац 3 пункта 43 Правил 354 устанавливает:
«Объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5»
Из указанной нормы следует:
1. Сначала подлежит определению объем коммунальных ресурсов, потребляемых в помещении, отведенном под машино-места, в целом. При этом используются либо показания приборов учета, фиксирующих объемы коммунальных ресурсов, потребленных в помещении, отведенном под машино-места, либо объем этих ресурсов рассчитывается исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества, а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях;
2. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места, распределяется среди собственников машино-мест не пропорционально площади этих машино-мест, а пропорционально количеству машино-мест, которым владеет каждый собственник;
3. В случае отсутствия приборов учета, определяющих объем потребления коммунальных ресурсов в помещении, отведенном под машино-места, подлежит применению повышающий коэффициент 1,5. При этом Правила 354 для машино-мест не устанавливают зависимость применения повышающего коэффициента от наличия или отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Таким образом, площадь каждого конкретного машино-места при определении объема потребления коммунальных ресурсов не учитывается, при отсутствии приборов учета расчет ведется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества, в указанном случае применение повышающего коэффициента обязательно.
Возможности оборудования каждого конкретного машино-места индивидуальным прибором учета коммунального ресурса законодательство не предусматривает.

Отруцкая Т.В. ,https://acato.ru/articles/20180612/pryamye-dogovory-rso-s-sobstvennikami-mashino-mest

ЕЩЕ АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЗДЕСЬ

Источник: http://geosts.ru/novosti/ponyatie-mashino-mesto-kak-oformit-v-sobstvennost-inoe/

Машино-место признали объектом недвижимости. Новые возможности и риски для собственников

Машиноместо это определение

В течение долгого времени в российском законодательстве отсутствовало регулирование правового статуса машино-места (парковочного места). Это порождало многочисленные споры по вопросу отнесения машино-мест к объектам недвижимого имущества и порядку распоряжения ими.

Многочисленные судебные споры формировали как положительную, так и отрицательную практику. Теперь один из самых спорных объектов правоотношений — машино-место — официально станет объектом недвижимости с 1 января 2017 года.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ: «К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке» (п. 1 ст. 130 ГК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 315- ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Законодательное регулирование правового статуса машино-мест

В настоящее время машино-места как объекты гражданских правоотношений в законе должным образом не определены. Отсутствует необходимое регулирование порядка владения и распоряжения вышеназванным объектом. У владельцев парковочных мест постоянно возникали вопросы. Но первые попытки актуализировать понятия машино-места или парковочного места были все-таки предприняты законодателем. 

Так, например, Градостроительный кодекс РФ дает определение понятию «машино-место» («парковочное место»).

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ: «Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения» (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 190- ФЗ).

При этом Градостроительный кодекс РФ не относит парковочные места к объектам недвижимого имущества и не устанавливает в отношении них какого-либо специального регулирования.

Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» тоже не определяют машино-места как объекты недвижимого имущества. Указанными нормативно-правовыми актами установлено, что государственной регистрации подлежат права только на следующее недвижимое имущество:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В том числе к ним относятся такие объекты недвижимости, как здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также предприятия как имущественные комплексы.

В связи с существующими пробелами в законодательстве относительно машино-мест на практике постоянно возникают судебные споры, связанные с оформлением прав на машино-места, их использованием и распоряжением ими.

Большая доля споров возникает при отказе в регистрации права собственности на машино-места  в жилых комлексах, которые были построены с учатием дольщиков.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Истцы обратились в суд с иском к муниципалитету о признании права общей долевой собственности на помещение, в котором находятся машино-места. Машино-места находятся в доме с подземной автостоянкой, расположенной в техническом подвале дома.

Все квартиры в доме являются собственностью физических лиц. Нежилое помещение, в состав которого входят спорные помещения, является собственностью муниципалитета. Суд установил, что спорные нежилые помещения в многоквартирном доме не могут относиться к общедолевой собственности.

Такие помещения помимо обслуживания других помещений (в силу расположения в них коммуникаций и оборудования) имеют иное предназначение — наличие в них машино-мест. Этот факт подтверждает, что помещение не связано с обслуживанием жилого дома.

Правовой режим спорного помещения не зависит от инженерных коммуникаций, поскольку такие коммуникации сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещение, которое уже выделено для самостоятельного использования, не связанного с обслуживанием жилого дома.

Требование о признании права общей долевой собственности судом не удовлетворено (апелляционное определение Московского городского суда от 04.08.2015 по делу № 3327258/15).

Машино-место и общая долевая собственность

В связи с множеством вопросов, возникающих при оформлении прав на машино-места, возникла необходимость в разъяснениях о том, как применять нормы закона в таких ситуациях. Минэкономразвития опубликовало рекомендации, в которых государственным органам было предписано предъявлять требования к машино-местам как к помещениям.

Машино-места, соответствующие таким требованиям, могли быть оформлены надлежащим образом. Если машино-место не соответствовало признакам помещения и не содержало надлежащих помещению признаков, то к отношениям применялись нормы об общей долевой собственности.

При оформлении прав на машино-места необходимо учитывать, что машино-место может быть учтено в качестве помещения в здании либо сооружении только в том случае, если оно удовлетворяет требования, предъявляемые к помещениям. То есть необходимо, чтобы машино-место было изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении (письмо Минэкономразвития России от 09.06.2011 № Д23-2475).

При кадастровом учете помещений (а также зданий и сооружений) необходимо представить описание реально существующего объекта недвижимости, объективными границами которого являются конструктивные элементы помещений: стены, перегородки, потолки.

Если машино-место в помещении автостоянки (гаража) не ограничено (не изолировано) строительными конструкциями и не представляет собой обособленное нежилое помещение, то оно не является самостоятельным объектом, право на который может быть зарегистрировано.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Открытая стоянка для автомобилей не является объектом недвижимости, и право собственности на него не подлежит государственной регистрации, поскольку у стоянки отсутствуют какие-либо конструктивные элементы (помимо асфальтового покрытия) (определение Верховного суда РФ от 5 октября 2015 года № 304-ЭС15-12189 по делу № А75-2907/2014).

Машино-место не является самостоятельной вещью, поскольку представляет собой часть нежилого помещения (парковки) или нежилого здания, которая может быть зарегистрирована только как часть недвижимого имущества.

Отсутствие сведений о каких-либо физических границах машино-места исключает возможность проведения описи объекта учета и подготовки учетно-технической документации для государственной регистрации прав на машино-место.

Нанесение краской на покрытие пола линии разметки не свидетельствует о том, что машино-место является индивидуально-определенной вещью (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 № 15АП-13250/2015 по делу № А32-5297/2015).

Получается, что в отношении машино-места, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, и не обладает характеристиками недвижимого имущества, при положительном исходе регистрируется доля в праве общей долевой собственности на все помещение, в котором расположено соответствующее машино-место. Доля расчитывается пропорционально размеру такого машино-места.

При таком подходе у участников долевой собственности возникают сложности с идентификацией принадлежащих им машино-мест и порядком пользования машино-местами на парковке. Данный подход несет в себе дополнительные риски, связанные с распоряжением таким машино-местом. Проблемы возникают при попытках заключать договоры аренды, купли-продажи и т. д.

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки доли по цене, за которую продается доля, и на прочих равных условиях (ст. 250 ГК РФ).

В связи с этим при реализации машино-места необходимо в письменной форме уведомить всех участников долевой собственности о своем желании продать долю третьему лицу. В уведомлении о продаже доли должны быть указаны все условия продажи: цена, размер, условия оплаты, другие существенные условия.

Продать такую долю можно только при условии, если все участники общей долевой собственности откажутся от приобретения или не приобретут долю в срок, равный одному месяцу со дня извещения всех собственников о продаже.

Но есть другой подход в практике, когда осуществляется государственная регистрация прав либо на все помещение, где расположено машино-место в целом (с постановкой на кадастровый учет части помещения — машино-места), либо права собственности на отдельное машино-место.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Машино-место не является самостоя тельной вещью и представляет собой часть нежилого помещения (парковки) или нежилого здания, которая может быть зарегистрирована как часть недвижимого имущества (апелляционное определение ВС Республики Марий Эл от 17.05.2016 по делу № 33-816/2016).

Источник: https://www.cls.ru/rus/press-centr/publikacii/mashino-mesto-priznali-obektom-nedvizhimosti-novye-vozmozhnosti-i-riski-dlya-sobstvennikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.