Культурные наследия

Характеристика понятия

Культурные наследия

Определение 1

Под культурным наследием принято понимать большую часть нематериальной и материальной культуры, которая была создана прошлыми поколениями и передается от эпохи к эпохе в качестве того, что представляет собой выдающуюся ценность.

Объект культурного наследия – это некий уникальный феномен культурного, природного или смешанного характера, представляющий собой ценность для разных отраслей знания (археология, антропология, история, этнография и т.д.), а также являющийся шедевром в эстетическом плане. Объект культурного наследия может находиться в разном состоянии сохранности – от неудовлетворительного до хорошего. 

Достопримечательность – это такой объект культурного наследия, который имеет национальное, всемирное или местное значение, а также занесен в Государственный реестр достопримечательностей России неподвижного характера.

Под историческим населенным пунктом понимают определенную местность, сохранившую в своем внешнем виде историческую территорию. Такая местность обычно заносится в Список исторических населенных мест России. В 2010 году в соответствии с Приказом Министерства культуры России утвердили список поселений, которые имеют статус «исторических».

Замечание 1

Если сравнить эти данные с данными 2002 года, то можно увидеть отрицательную динамику – число данных поселений неуклонно сокращается с каждым годом. На сегодняшний день список включает в себя 41 населенный пункт.

Перечислим их: Астрахань, Азов, Арзамас, Белозерск, Верхотурье, Великий Устюг, Вольск, Владимир, Выборг, Гороховец, Галич, Дербент, Елец, Елабуга, Енисейск, Зарайск, Иркутск, Каргополь, Касимов, Коломна, Кинешма, Крапивна, Кострома, Кяхта, Осташков, Плёс, Ростов, Смоленск, Санкт-Петербург, Старочеркасская, Сольвычегодск, Суздаль, Томск, Таганрог, Торопец, Торжок, Тутаев, Тотьма, Чистополь, Шуя, Ярославль.

В нынешнее время при помощи научной разработки проблемы культурного наследия все памятники культурного наследия были классифицированы. Так, к памятникам культурного наследия принято относить следующие:

  • материальные памятники – это объекты архитектуры, градостроительства, истории, археологии, природы, монументального искусства, несущие в себе культурно-историческую ценность.
  • духовные памятники – верования, обряды и обычаи, народные ремесла и разнообразные формы народного художественного искусства, хозяйственной деятельности, технологии, традиции и др.

Следующая классификация делит культурное наследие на следующие категории:

  • памятники природного наследия, к которым относятся биологические и геологические феномены и экосистемы, представляющие собой универсальную культурную, научную и эстетическую ценность.
  • памятники культурного наследия, к которым относят уникальные объекты архитектуры, скульптуры, феномены искусства, живописи и др., которые представляют собой большую и знаковую ценность для эстетики и науки. 
  • памятники смешанного характера.

Опиши задание

В отдельную категорию принято выделять и культурные ландшафты. Данное выделение произошло не сразу, несмотря на очевидную в нем необходимость, т.к. каждый культурный памятник – это составная часть ландшафта.

В данном случае люди уделяли большое значение не только его внешнему виду, эстетической составляющей или же сакральной сущности, однако и именно месту, каким-то особенностям природного ландшафта, которые определяют его культурную и эстетическую ценность.

Мероприятия, направленные на сохранение и транслирование памятников культурного наследия

На сегодняшний день научные исследования культурного наследия дали возможность проработать и обобщить опыт сохранения памятников культурного наследия.

Этот процесс осуществляется при минимальном вмешательстве в тот внешний вид объекта, который существует, что и являет собой отдельную сложность.

В настоящее время можно назвать следующие мероприятия, которые направлены на восстановление и сохранение объектов культурного наследия:

  • Реабилитация. Она представляет собой процесс, который предполагает ряд мероприятий, целью которых является восстановление культурной ценности и функциональных свойств объекта культурного наследия, в результате чего объект приводится в состояние, пригодное к использованию.
  • Реставрация. Представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на улучшение физического состояния объекта культурного наследия, восстановление утраченных или поврежденных его элементов, а также обеспечение сохранности их подлинности.
  • Музеефикация. Представляет собой восстановительный процесс, задача которого заключается в приведении объекта культурного наследия в состояние, которое могло бы позволить проведение экскурсий.

Также требуют транслирования и охраны нематериальные ценности, к которым принято относить все компоненты духовной культуры.

Принцип работы музеев с нематериальными ценностями следующий:

  • Выявить в современной жизни объекты музейного значения.
  • Собрать предметы материального мира, которые имеют прямое отношение к нематериальному объекту, представляющему музейное значение.
  • Собрать информацию по всем данным предметам, сделав к ним подробное описание.

К таким предметам могут относиться традиции, атрибуты народных праздников, одежда и другое. Благодаря музеям появляется возможность обеспечить поддержание традиций и актуализировать их.

Замечание 2

Для того, чтобы не утратить нематериальные объекты культуры, которые обладают культурной и исторической ценностью, нужно включить их в действующую культуру и наладить процесс регулярного воспроизводства.

Однако здесь принципиальное значение имеет наличие посредника, являющегося носителем «традиции».

Для того, чтобы актуализировать традицию, на базе музея зачастую создают разные мастерские, ансамбли, студии, деятельность которых позволяет сохранить навыки и традиции, а также передать опыт и знания последующим поколениям.

С каждым годом проблема сохранения культурного наследия встает все острее. На сегодняшний день она является уже проблемой государственного уровня.

Так, Министерство культуры РФ официально внесло в календарь две даты (18 апреля и 18 мая), в которые каждый год систематически организовывается ряд мероприятий, которые так или иначе направлены на актуализацию и сохранение культурного наследия России. Указанные даты обладают международным значением.

18 апреля отмечается как Международный день охраны памятников и достопримечательностей. 18 мая – это Международный день музеев. Эти даты в государственной документации РФ названы Днями исторического и культурного наследия.

Обычно к этому времени приурочивают ежегодные мероприятия, включающие в себя экскурсии, открытие памятников истории и культуры. Так, в 2019 году к этим датам разработали более 400 экскурсионных маршрутов, охватывающих 350 памятников культурного наследия. Также кроме экскурсий в эти даты организуются разнообразные лекции, мастер-классы и познавательные семинары.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/kulturologija/sposoby-priobschenija-k-kulture/kulturnoe-nasledie/

Топ-10 культурных объектов России

Культурные наследия

20 декабря 2016 А вы знаете, сколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО на территории России? Если хотите узнать, читайте до конца.

№10. Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города и его визитная карточка.Мост строили по проекту А. П. Пшеницкого четыре года, с 1912 по 1916 год. Дворецкий мост был открыт 23 декабря 1916 года.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.Длина моста – 260 метров, ширина – 27,8 метра. Средний из пяти пролетов – разводной, двукрылый.

Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов – 2800 тонн.Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга.

Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

№9. Никольский Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский Морской собор) – самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903 – 1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.

С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.Никольский Морской собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.

№8.

Большой Петергофский Дворец

Большой Петергофский дворец – основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада в Петергофе.Первоначально представлял из себя довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти. В 1747-1752 гг.

был перестроен архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада – 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, которые заканчиваются с запада Корпусом под гербом, а с востока – Церковным корпусом.

В дни фашистской оккупации в сентябре 1941 во дворце случился пожар, который уничтожил все интерьеры. А в 1944 году при отступлении немцы взорвали центральную часть дворца. Спустя 8 лет был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

№7.

Казанский Кремль

Казанский кремль – это древнейшая часть Казани.

Это целый комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, которые раскрывают многовековую историю города: археологические остатки трех городищ 12-13 веков, 14-15 веков и 15-16 веков, белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки. Казанский Кремль – официальная резиденция Президента Татарстана. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

№6. Дворцовая Площадь

Дворцовая площадь – это архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 – первой половине19 веков. площадь Санкт-Петербурга.

Площадь обрамляют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.

Размеры Дворцовой Площади равны 5,4 га (Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

№5. Екатерининский дворец и парк

Царское Село – это пригород Санкт-Петербурга. В 1937 году село переименовано в город Пушкин. Здесь расположен музей-заповедник “Царское село”. Екатерининский дворец и парк – это неотъемлемая часть Царскосельской императорской резиденции.

Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) – бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Здание дворца заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в течение 18 века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Дворец был сильно поврежден в ходе Великой Отечественной войны.

Его восстановление заняло долгие годы и все еще продолжается. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов. Екатерининский дворец входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Ежегодно тысячи туристов приезжают в Пушкин полюбоваться Екатерининским дворцом и парком.

Дворец очень богат на знаменитые объекты: Большой (Тронный) зал, Янтарная комната, залы «Золотой» анфилады.Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого парка и пейзажного Английского парка. 107 гектар красоты и изящества, объединенных с природой.

№4. Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного) – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Собор Василия Блаженного хорошо известен во всем мире как один из самых знаменитых символов Москвы и всего Российского государства.

Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь победоносного похода царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа.

По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма.

Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№3. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.

Исаакиевский собор – построен в стиле позднего классицизма, в котором проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика).Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина — 97,6. Купол имеет внушительные размеры: наружный диаметр 25,8 м, внутренний – 21,8. Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.

Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

№2. Красная площадь

Красная площадь – основной символ и наиболее известное историческое место Москвы. Она располагается в Центральном административном округе между Кремлем и Китай-городом. Красная площадь и расположенные на ней архитектурные сооружения внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москвичи считают Красную площадь “сердцем столицы”.

Здесь проходят главные праздники страны. Здесь отмечают Новый год, проводят парад в честь 9 Мая. Площадь Красной площади – 24 750 м², длина равна 330 м, а ширина – 75 м. Площадь, вымощенная брусчаткой из крымского долерита, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года. Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах.

№1. Храм Спаса на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге – православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова. Храм возведен в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, что привело к его гибели.

Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле». 19 августа 1907 года собор был освящён.

Храм Спаса на Крови – одна из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.P.S.На территории России располагаются 27 объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 12 – природные. Источники:

via, via, via, via, via, via, via

Краткое содержание предыдущих серий:

Топ-10 самых дорогих номеров в отелях мира 2016

Топ-10 самых недоступных мест на Земле
Топ-10 самых дорогих автомобилей в мире
Топ-10 самых посещаемых стран в мире
Топ-10 самых больших озер в мире
Топ-10 лучших пляжей мира
Топ-10 самых популярных языков мира
Топ-10 самых больших городов в мире по площади
Топ-10 самых больших и загруженных аэропортов мира
Топ-10 самых красивых водопадов в мире
Топ-10 самых опасных дорог в мире
Топ-10 самых высоких гор в мире
Топ-10 самых высоких людей в мире
Топ-10 самых необычных животных в мире
10 неразгаданных тайн мира
Топ-10 самых больших островов по площади в мире
Топ-10 самых экстремальных мест на планете
Топ-10 самых невероятных космических объектов
Топ-10 самых опасных стран для путешествий

Если вы не хотите видеть эти посты, то это не повод расстраиваться. Это легко сделать. Для этого перейдите по этой ссылке и в разделе “Метки” вначале выберите пункт “читать записи, содержащие любые метки, кроме выбранных мной“, а затем нажмите на метку “10самых” и всё! Вы больше этих записей видеть не будете!

Подписаться на обновления

Я в других социальных сетях:

  • Этот пост обошелся мне в 5 720 долларов
  • Поехали!
  • Этот пост обошелся мне в 5 720 долларов
  • Поехали!

Источник: https://sergeydolya.livejournal.com/1305558.html

Что такое культурное наследие? — особенности и охрана ОКН

Культурные наследия

Мы часто слышим о значимости культурного наследия. Но что же это такое – культурное наследие? И чьё оно? Например, к культурному достоянию какой нации можно причислить портрет Моны Лизы Леонардо Да Винчи? Французов или итальянцев?

Для начала стоит посмотреть значение слова «наследие». Это имущество, то, что можно получить в наследство от предыдущих поколений. Только в данном случае это не деньги или вещи, а произведения художественной культуры, результаты творческого труда человека, различные традиции. Они олицетворяют нашу историю и самобытность, они наше прошлое, настоящее и будущее.

Осязаемое и неосязаемое культурное наследие

Культурное наследие часто сводят к интеллектуальным артефактам (картины, чертежи, гравюры, мозаики, скульптуры), историческим монументам и зданиям, а так же археологическим памятникам.

Но концепция культурного наследия намного глубже, и она постепенно растет, включая в себя все проявления творческого начала в человеке, его экспрессию: фотографии, документы, книги и манускрипты, инструменты. Они существуют как индивидуальные объекты либо как коллекции.

Маленькие города, подводные артефакты и окружающая природная среда включены в культурное наследие с того момента, как общины определили свою принадлежность к природе.

Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными объектами, которые мы можем увидеть и потрогать.

Оно также включает в себя нематериальные объекты: традиции, устные истории, сценическое искусство, повседневную деятельность человека, искусную работу, выполненную в старинных традициях, представления, ритуалы, знания и навыки, передаваемые из поколения в поколение внутри сообщества.

Отсюда следует, что неосязаемое наследие – это уму непостижимый массив, включающий в себя традиции, музыку и танцы, такие как танго и фламенко, святые процессии, карнавалы, выдерживание ловчих птиц, культуру Венской кофейни, характерное плетение азербайджанских ковров, Китайский театр теней, Средиземноморскую диету, Ведическое пение, театр Кабуки, полифоническое пение пигмеев Ака из Центральной Африки и многое другое.

Нижний Новгород, Дом Каменских
Татьяна Глазунова

Почему важно охранять культурное наследие?

Культурное наследие – это не только набор объектов или традиций, пришедших к нам из прошлого.

Так же оно является итогом тщательного отбора – процесса, при котором какие-либо события или явления навсегда остаются в памяти или же предаются забвению.

Этот процесс характеризует каждое человеческое общество, которое постоянно занимается выбором того, что по культурным и политическим причинам достойно быть представленным будущим поколениям.

Все люди делают небольшой вклад в культуру мира. Вот почему важно уважать и оберегать культурное наследие через государственные законы и международные договоры.

Незаконное распространение артефактов и культурных объектов, разграбление мест археологических раскопок, уничтожение исторических зданий и монументов – все это наносит культурному наследию страны непоправимый ущерб.

ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), основанная в 1954 году, утвердила международную Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, в надежде воспитать межкультурное взаимопонимание, при этом подчеркивая значимость международного сотрудничества.

Защита культурного наследия – это старинная проблема. В основе её лежит конфликт между индивидуальными и общественными интересами, соблюдение баланса между правами личными и общественными правами.

Древние римляне утверждали, что произведение искусства может быть рассмотрено как часть наследия целой общины, даже если оно находится в частной собственности.

Например, скульптуры, украшающие фасад здания, находящегося в частной собственности, были признаны общими ценностями.

Они не могут быть перемещены или уничтожены с момента их появления в общественном месте, там, где их могут увидеть все горожане.

Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший (23-79 н. э.) в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история» писал, что римский государственный деятель и полководец Агриппа поместил статую Апоксиомена, шедевр известного греческого скульптора Лисиппа, перед своей термальной ванной.

Статуя представляла собой фигуру атлета, стригилем (скребком) счищающего с себя песок после состязаний. Император Тиберий был так глубоко восхищен скульптурой, что приказал переместить её туда, где она перестала бы быть доступной для общественного обозрения.

Римляне начали выступать с протестами и в итоге вынудили его вернуть Апоксиомена на прежнее место, где каждый мог восторгаться статуей.

Наше же право – наслаждаться искусством и принимать участие в культурной жизни общества, опираясь на Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году.

Нижний Новгород, часть фасада Государственного банка
Татьяна Глазунова

Чьё культурное наследие?

Понятие «культурное наследие», как правило, ассоциируется с единым обществом и коммуникациями между его членами. Но культурные границы достаточно расплывчаты.

Художники, писатели, ученые, мастера и музыканты учатся друг от друга, даже если принадлежат к различным культурам, разделенным пространством и временем.

Просто подумайте о влиянии японских гравюр на картины Поля Гогена или африканских масок на работы Пабло Пикассо.

Также вы можете обратить внимание на западную архитектуру в либерийских домах в Африке.

Когда афроамериканские рабы были отпущены на свободу, они вернулись на родину и, вдохновленные неоклассическим стилем особняков на американских плантациях, построили уже свои дома.

Американский неоклассический стиль, в свою очередь, возник под влиянием архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, на которого оказала воздействие римская и греческая архитектура.

Теперь рассмотрим другой пример. Мона Лиза была нарисована Леонардо да Винчи в начале XVI века и выставлена в Лувре в Париже. С точки зрения современности, к чьему культурному наследию принадлежит Мона Лиза?

Леонардо был очень знаменитым итальянским художником, и очевидно, что Джоконда принадлежит культурному наследию Италии. Когда Леонардо прибыл во Францию по приглашению короля Франциска I на работы по благоустройству его двора, он привез Мону Лизу с собой.

 В 1518 году Франциск приобрел картину, которая впоследствии оказалась в его коллекции. Вот почему Джоконда также является и частью культурного наследия Франции.

За этой картиной закреплен статус самой узнаваемой, самой посещаемой, самой обсуждаемой и самой пародируемой в мире: по сути, она принадлежит к культурному наследию всего человечества.

Культурное наследие, переданное нам от наших предков, должно быть сохранено для всеобщего блага. В эпоху глобализации оно помогает нам помнить о нашей культурной непохожести, и это понимание развивает взаимоуважение и возрождает диалог между совершенно разными культурами.

Анастасия Кочеткова
16+

По всем вопросам пишите главному редактору в Instagram Direct.

Источник: https://novation-nn.ru/chto-takoe-kulturnoe-nasledie/

18 культурных объектов ЮНЕСКО в России

Культурные наследия

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 29 российских объектов, имеющих уникальное культурное и историческое значение: 18, созданных человеком, и 11 природных. Сейчас мы расскажем вам об этих 18 российских памятниках культуры, каждый из которых является единственным в своем роде и представляет ценность для всего человечества.

_>>_ Правила безотходного потребления

Мы часто думаем, что за достопримечательностями нужно ехать куда-то далеко в Европу, ведь наш взгляд «замыливается» от всей этой архитектурной красоты.

Нам повезло жить в этих местах или как минимум иметь возможность в любой момент сюда приехать. Вот они, рядом.

Может быть, после прочтения этой статьи вы запланируете путешествие по России или по-другому взглянете на центр своего родного города?

>>Как меняется московское метро

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

Основанный в 1703 году при Петре I, исторический центр Петербурга разрастался вплоть до середины 19 века. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, скульптурами, парками и садами, образующими неповторимые по красоте и размаху ансамбли.

Каналы и мосты, которых, к слову, насчитывается более четырех сотен, также включены в наследие ЮНЕСКО.

Сюда же входят пригородные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, а также морские форпосты — Кронштадт и Шлиссельбург.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста (Карелия)

Кижский Погост — это единственный сохранившийся в России ансамбль, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Он расположен на одном из островов Кижского архипелага в Онежском озере.

Когда-то здесь находилось село Кижи. Жизнь в самом селе давно угасла, но уцелели Преображенская и Покровская церкви, а также расположенная между ними колокольня.

Это шедевры деревянного зодчества, образующие неповторимый вид в тандеме с суровой северной природой.

Московский Кремль и Красная площадь

Этот архитектурный ансамбль формировался на протяжении более чем 500 лет. Здесь находятся выдающиеся достопримечательности, в числе которых Успенский и Благовещенский соборы, собор Василия Блаженного, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата и другие. Неудивительно, что Московский Кремль и Красная площадь являются одними из самых узнаваемых достопримечательностей мира.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

В Великом Новгороде находится ряд значимых церковных памятников, к которым ежегодно приезжают тысячи верующих. Например, Знаменский собор, который был построен в 1682 году на месте полуразрушенного храма 14 века.

С момента основания в монастыре хранится одна из главных религиозных реликвий — икона Божьей Матери. Церковь Рождества Христова — еще одна достопримечательность, в настоящее время переоборудованная в музей.

Церковь известна своими уникальными фресками, которые сегодня составляют основу экспозиции музея.

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Архангельская область)

Соловецкий архипелаг или, как его чаще называют, Соловки, состоит из 6 островов площадью 300 км². На одном из них находится величественный Спасо-Преображенский монастырь: он включает в себя крепостную стену, сложенную из огромных валунов, храмы, каменные палаты, колокольню.

Комплекс Соловецких островов является объектом культурно-природного наследия, то есть смешанного типа, так как природа и акватория Белого моря также является местным достоянием.

Близость моря, хвойные леса и холмистые рельефы образуют уникальный микроклимат: будучи всего в 150 км от Северного полярного круга, среднегодовая температура островов составляет порядка +1С.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Владимир и Суздаль относятся к старейшим культурным центрам Центральной России. Здесь берет свое начало новая архитектурная традиция — кладка из плит белого известняка. Впоследствии постройки такого типа стали называться белокаменными.

Наглядными примерами нововведения того времени служат главные владимирские соборы — Успенский и Дмитриевский — и Золотые ворота — часть городских укреплений.

А также суздальский Рождественский собор и Архиерейские палаты в Кремле, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад)

Уникальность ансамбля Троице-Сергиевой лавры заключается в том, что он возводился на протяжении шести веков.

Первой каменной постройкой стал Троицкий Собор, возведенный над могилой Сергия Радонежского и украшенный фресками Андрея Рублева — одного из самых известных и почитаемых иконописцев в нашей истории.

Со временем Лавра была дополнена Успенским Собором, крепостной стеной и различными гражданскими постройками, предназначенными для приема высокопоставленных гостей. Специально для приездов в Лавру царя был выстроен дворец. Завершила ансамбль почти стометровая колокольня, построенная в XVIII веке.

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Церковь Вознесения — это одна из первых в России церквей шатрового типа, сохранившаяся практически в первозданном виде.

Церковь ознаменовала уход от укоренившейся традиции воздвижения крестово-купольных храмов, своим появлением изменив ход развития русской церковной архитектуры. Церковь была построена при великом князе Василии III.

Ее возведение связывают с ожиданиями князя на рождение наследника престола: здесь Василий III вымаливал у Бога подарить ему сына.

Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» (Казань)

Казанский Кремль — это эклектичный ансамбль, впитавший в себя все лучшее от мусульманской и православной культур.

Во многом унаследовавший строение древней татарской крепости, Кремль включает выдающиеся исторические постройки XVI-XIX веков, воздвигнутые на руинах более ранних сооружений X-XVI веков.

Православные комплексы, такие как Благовещенский собор и Спасо-Преображенский монастырь, здесь соседствуют с одной из прекраснейших мусульманских мечетей мира Кул-Шариф.

Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область)

В сравнении с другими религиозными постройками русского севера ансамбль Ферапонтова монастыря отличается небольшими размерами. Всего он включает в себя 6 каменных строений, построенных преимущественно в период ХV-ХVII вв.

Это собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1534 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь преп. Мартиниана (1640-1641 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-1650 гг.

) и колокольня (1680-е гг.).

Куршская коса (Калининградская область)

Один из самых оригинальный культурных объектов, включенных в наследие ЮНЕСКО, расположился на русско-литовской границе. Это полоса суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Длина песчаной косы составляет порядка 98 км, а ширина колеблется от 400 до 3 800 метров.

Сохранение Куршской косы — это результат перманентной борьбы человека с процессами эрозии. Она относится к особо охраняемым природным территориям, поскольку является ориентиром для птиц, мигрирующих с севера на юг. Каждую осень и весну над косой пролетают 10-20 миллионов птиц.

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан)

По оценкам археологов история города Дербента насчитывает около пяти тысячелетий. Одна из самых старинных построек, дошедших до наших дней, цитадель Нарын-Кала была воздвигнута в VI веке нашей эры.

Вокруг цитадели сохранился Старый город с узкими улочками, домами, мечетями, а также бытовыми постройками — банями и резервуарами для хранения воды.

Цитадель является частью грандиозной оборонительной системы: вдоль берега город преграждают две крепостные стены, к западу от цитадели тянется горная стена, а с востока ее защищает море.

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

История Новодевичьего монастыря неразрывно связана со значимыми событиями нашей страны.

Здесь стал царем Борис Годунов, сюда была сослана старшая сестра Петра Великого Софья, в 1812 году отступавшие из Москвы французы задумали взорвать монастырь — но, по легенде, монахиня успела залить водой фитили, подведенные к пороховым погребам.

Эта одна из немногих русских обителей, которая практически не изменилась с момента своей постройки, поэтому основные здания монастыря — Смоленский собор, Успенскую церковь, Амвросиевскую церковь, — а также крепостные стены с 12 башнями можно увидеть в их первозданном виде.

Исторический центр Ярославля

На территории исторического центра Ярославля находится около 140 объектов всемирного наследия, представляющих все архитектурные стили России за последние пять столетий. Один из них — театр драмы им. Ф. Волкова.

Созданный в 1750 году, он стал первым в России общедоступным театром, но кочевал из здания в здание вплоть до начала ХХ века. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект нового театра. Победитель — архитектор Николай Спирин — в своей задумке подражал павильону Жилярди в Кузьминках.

Сейчас театр Волкова является одним из самых известных театров провинции.

Геодезическая дуга Струве (Ленинградская область)

Дуга Струве, также известная как Русско-Скандинавская дуга, — это цепь триангуляционных пунктов, созданная для измерения формы и размеров Земли под руководством астронома Тартуского университета Фридриха Струве.

Она протянулась вдоль десяти европейских стран: от Северной Норвегии до Черного моря.

Дуга Струве является выдающимся объектом культурного наследия по ряду критериев, в числе которых ее протяженность (дуга представляет собой отрезок меридиана длиной 2820 км), точность измерений, а также международный характер всего исследования.

Древний город Херсонес Таврический (Крым)

Некогда античный полис, основанный древними греками, сейчас Херсонес Таврический представляет собой руины древнего города и угодья, среди которых неплохо сохранившиеся виноградники.

Особо значимыми памятниками Херсонеса являются античный театр (единственный из найденных на территории России и СНГ), построенный на рубеже III и IV в. до н. э.

, центральная площадь, храм «Базилика в базилике», получивший свое название по причине того, что вторая базилика была построена на руинах первой.

Историко-археологический комплекс булгар (Татарстан)

Булгар — городище примерно в 180 км южнее столицы Татарстана города Казани. При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшем ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии.

В этот период здесь были построены каменные здания, частично сохранившиеся в настоящем времени. К ним относится крепостной ров XIV–XV веков и около 100 архитектурных памятников разной степени сохранности — от XIII до XVIII века.

Булгар отражает взаимодействие нескольких цивилизаций и культур — в первую очередь тюркских, финно-угорских и славянских.

Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (Татарстан)

Включенный в список наследия в 2017 году, город Свияжск, на котором расположился Успенский монастырь, был основан в 1551 году Иваном Грозным.

Объект представляется интересным по ряду критериев, в числе которых его историческая значимость — именно с этого форпоста началось завоевание Казани.

Отдельного внимания заслуживают фрески Успенского собора, которые относятся к числу редчайших примеров христианской настенной живописи.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38908035-18-kulturnyh-obektov-yunesko-v-rossii/

Культурное наследие

Культурные наследия

Культурное наследие — предметы и свидетельства различных традиций и духовных достижений прошлого, определяющие лицо народов.

К проявлениям культурного наследия можно отнести почти все, что было сотворено человеком или имело для него значение.

Культурным наследием могут быть как движимые объекты, от черепков глиняной посуды до шедевров живописи и скульптуры, так и недвижимые: от наскальных рисунков и развалин древних городов до религиозных храмов, замков и дворцов.

Культурное наследие включает не только рукотворные предметы, но и памятники природы, которые представляли, а может и по-прежнему представляют особую ценность для конкретной культуры. Это могут быть места ритуалов и церемоний или объекты живой и неживой природы – деревья, скалы, водопады.

Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными предметами, которые можно увидеть и потрогать. Оно также состоит из нематериальных свидетельств: верований, знаний, традиций, обычаев, устной истории, народного искусства, национальных обрядов, ритуалов, ремесленных навыков, олицетворяющих историю, самобытность и духовное единство народа.

Все, что наполняет нашу жизнь, является воплощением культуры, которую мы унаследовали, и которую мы можем либо не можем изменить и передать будущим поколениям. Именно этот принцип наследования – получение чего-то от одного поколения и, возможно, передача следующему – интуитивно подкрепляет понятие культурного наследия.

Признание и сохранение культурного наследия

Осознание подлинной значимости памятников и реликвий, свидетельствующих о культурных и религиозных традициях общества, ни в коей мере не является современной тенденцией.

Начиная с самых ранних времен цивилизации, можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям, такие как музей древностей, основанный в шестом веке до н. э. в древнем Вавилоне дочерью царя Набонида.

В следующем столетии в Греции историк Фукидид попытался использовать археологические находки в качестве доказательства колонизации острова Делос народом Карии, поскольку тип брони и оружия, обнаруженные им во многих захоронениях, имели сходство с карийскими.

Китайский историк Сыма Цянь посещал древние руины и изучал древние артефакты при написании своей работы «Исторические записки» во втором веке до н. э. В конце Римской республики Цицерон упрекал Гая Верреса, римского проконсула в Сицилии в 71–73 годах до н. э., за нежелание передать захваченные произведения искусства Риму.

Первая страница Королевского указа 1666 года о древних памятниках и реликвиях в Шведском королевстве

Тем не менее, первые законодательные акты, направленные на охрану памятников древности, появились в Европе в XV веке с издания в 1462 году папой Пием II буллы о запрете вывоза произведений искусства за пределы владений Ватикана.

В 1630 году король Швеции Густав II Адольф учредил должность государственного антиквара, демонстрируя тем самым желание защитить и сохранить национальное культурное наследие.

В 1666 году его внучатый племянник король Карл XI подписал Королевский указ, объявлявший, что все древние памятники и реликвии, найденные в королевских владениях или землях йоменов, должны передаваться за вознаграждение в собственность Короны.

Власти Османской империи в конце XIX века начали разрабатывать законодательную и административную систему сохранения древностей, создав одни из самых ранних образцов «современного» режима охраны культурного наследия.

В 1846 году они под руководством живописца и археолога Османа Хамди-бея открыли Стамбульский археологический музей, который в 1869 году был преобразован в Императорский музей.

Первый Закон об исторических памятниках Османской империи был принят в 1874 году и является одним из самых ранних примеров современного законодательства в области охраны культурного наследия.

В нем, в частности, указывалось, что все ценности, найденные во время археологических раскопок, должны делиться между командой археологов, владельцами земли и государством, а иностранцам позволялось вести раскопки только под контролем и надзором Министерства образования. Третья редакция данного закона, принятая в 1884 году, включала положение о передаче всех древностей в собственность государства и учреждала Департамент древностей, отвечающий за надлежащее соблюдение законодательства.

Международно-правовая защита культурного наследия

Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права.

Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники», а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.

Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).

Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции.

Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года).

Одеон Герода Аттика, Афины, Греция

За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:

  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);

а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:

  • Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
  • Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
  • Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
  • Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
  • Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
  • Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).

Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).

Культурное наследие и права человека

Концепции прав человека и культурного наследия неразрывно связаны между собой, поскольку они имеют схожие свойства и функции. Одной из их главных общих особенностей является временной характер.

Права человека ориентируются не только на улучшение нашего настоящего положения, но и в широком смысле создание условий, позволяющих нам стать людьми, которыми мы хотим быть, в обществе, в котором мы хотим жить.

Аналогичным образом культурное наследие можно понимать как ресурс, позволяющий отдельным лицам и сообществам сохранять и развивать те ценности, которые они явно или неявно хотят передать будущим поколениям.

Это было признано в Рамочной конвенции Совета Европы о значении культурного наследия для общества 2005 года, в которой культурное наследие определяется, в частности, как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которые люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций».

Право на доступ к культурному наследию и пользование им является частью международного права прав человека. Оно включает право отдельных лиц и общин знать, понимать, иметь доступ, посещать, использовать, поддерживать, обменивать и развивать культурное наследие, а также извлекать пользу из культурного наследия и творчества других лиц.

В Докладе о культурных правах 2011 года, принятом Советом по правам человека, была официально подтверждена связь между культурным наследием и правами человека.

В Докладе подчеркивается, что «культурное наследие важно не только само по себе, но и в связи с правозащитным измерением, в частности с его значением для отдельных лиц и общин, их самобытности и процессов развития».

Источник: https://interlaws.ru/kulturnoe-nasledie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.