Контроль за целевым использованием земельных участков

Содержание

Использование земель не по их целевому назначению

Контроль за целевым использованием земельных участков

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Законодательство

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

Вид нарушенияФизлицаОрганизации
Нецелевое использование0.5-1% от кадастровой стоимости ( но не менее 10 тыс.р.)2% от кадастровой стоимости (от 100 тыс.р.)
Неиспользование земли под огородничество и строительство1-1.5% (от 20 тыс.р.)З-5% (от 400 тыс.р.)
Неиспользование земли под с/х0.3-0.5% (мин. 3000 р.)2-10% (мин. 200 тыс.р.)
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению10-20 тыс.р.100-200 тыс.р.
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению участков под огородничество и ИЖС20-50 тыс.р.400-700 тыс.р.
Несвоевременно выполненные/невыполненные действия по отношению к участку, повлекшие его непригодность20-50 тыс.р.200-400 тыс.р.

Судебная практика

Дело в том, что истцам обычно очень сложно доказать факт допущенных нарушений: например, то что участок под ИЖС используется в предпринимательских целях.

По поводу понятия «нецелевого использования» также не сложилось общей практики. Так, одни суды исходят из понимания целевого использования как соответствующего целям его предоставления.

Другие же суды указывают на то, что если изменения направления деятельности не выходят за рамки целевого использования, то основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Таким образом, нецелевое использование земель в России карается штрафными санкциями, как и неиспользование сельхозземель, непринятие мер по улучшению свойств почвы.

Максимальное наказание, которое грозит нерадивому владельцу земли, это ее изъятие в пользу государства. Надзором за использованием земель собственниками занимается региональное отделение Рореестра.

Размер штрафа за нецелевое использование земель или неиспользование участков привязан к кадастровой стоимости и зависит от категории участка и владельца (является ли он физическим или юридическим лицом). При отсутствии кадастровой оценки штрафы устанавливаются в фиксированном размере. После существенного роста штрафов в 2015 году их размер не претерпевал изменений.

Судебная практика по вопросам нецелевого использования земель достаточно противоречивая, судьи принимают диаметрально противоположные решения по идентичным вопросам. Своевременное изменение категории участка позволяет избежать административной ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovanie-zemel-ne-po-celevomu-naznacheniyu.html

Какие функции выполняет государственный земельный контроль

Контроль за целевым использованием земельных участков

Государственный земельный надзор — это система мер, направленных на соблюдение реализации норм законодательства в сфере использования земельных ресурсов различными субъектами хозяйствования.

Основной документ, регламентирующий земельный надзор и контроль, — Земельный кодекс Российской Федерации. В частности, вопросам контроля посвящена глава 12 этого нормативного акта. Порядок осуществления надзора устанавливает «Положение о государственном земельном надзоре», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1.

Государственный земельный контроль: виды и подконтрольные лица

Согласно ЗК РФ, существуют следующие виды контроля:

  • государственный;
  • муниципальный;
  • общественный.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль имеют одинаковые задачи, разница состоит в уровне, на котором производится их воплощение. Иными словами, государственный и муниципальный контроль направлены на пресечение действий различных субъектов, нарушающих нормы законодательства о земле. Однако второй вид контроля производится на местном уровне.

Что касается общественного контроля, то он подразумевает деятельность граждан, общественных организаций, негосударственных некоммерческих объединений, которые ведут наблюдение за действиями органов государственной власти и местного самоуправления в отношении распоряжения землей. Несмотря на то что структуры, занимающиеся общественным контролем, являются негосударственными, их деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законодательством РФ.

Надзорные мероприятия осуществляются в отношении:

  • частных физических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • юридических лиц;
  • представителей органов государственной власти;
  • представителей органов местного самоуправления.

Все эти лица имеют право обратиться в надзорные органы по факту нарушения их прав в части ЗК РФ. В свою очередь ведомства обязаны провести проверку для установления факта нарушения.

Какие функции выполняют контролирующие органы

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством федеральными органами. Среди контролирующих органов:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

В рамках своей деятельности эти органы следят за исполнением требований:

  • ЗК РФ и других нормативных актов в части правильного оформления участков и недопущения самозахвата земли;
  • к правильности оформления пользования участками юрлиц;
  • к целевому использованию земли;
  • к наличию и сохранности межевых знаков;
  • законодательства в сфере выделения участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • предписаний по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий и т. д.

Это далеко не полный перечень функций органов государственного земельного контроля. Для выполнения всех этих задач уполномоченное ведомство осуществляет различные проверки: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденных графиков. Такие проверки могут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 2 года по каждому участку.

Решение о проведении внеплановых проверок принимается на основании:

  • жалоб физических и юридических лиц, а также органов власти;
  • сообщений в СМИ о нарушениях законодательства;
  • актов судебных органов.

Срок проведения проверки устанавливается соответствующим распоряжением, и он не может превышать 1 месяц.

По результатам проверок составляются акты, а также предписания по устранению выявленных нарушений. Указанные документы направляются проверяемым субъектам в течение 15 дней с момента проверки. Нарушения должны быть устранены в сроки, указанные в предписании.

Ответственность за нарушения земельного законодательства

В случае если нарушения, выявленные проверкой, не устранены в указанный период, это влечет применение штрафных санкций. Например, нарушение режима использования участков и лесов в водоохранных зонах будет стоить:

  • для физических лиц — от 3000 до 5000 рублей,
  • для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей,
  • для юрлиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такие меры предусмотрены статьей 8.12 КоАП РФ.

Источник: https://ppt.ru/art/stroitelstvo/gzn

Государственный земельный надзор в 2019 году: понятие, органы, проверка и функции осуществления, положение | Земельный эксперт

Контроль за целевым использованием земельных участков

Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере земельных отношений. Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.

В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.

Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
  2. Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
  3. Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  4. Органами вышеуказанных служб территориального значения.

При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды ответственности.

Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются статьей 71 Земельного Кодекса РФ.

Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений

Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре. В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.

Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:

  • самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
  • оформление аренды либо приобретения надела, внесение изменений в права пользования участками;
  • эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
  • уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
  • сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
  • проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
  • соблюдение требований эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
  • правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
  • выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.

Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию

Органы, осуществляющие государственный земельный надзор, обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК:

  1. Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
  2. Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
  3. Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
  4. Оформлять акты об административном обследовании и проводить его.
  5. Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
  6. Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
  7. При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
  8. Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.

Результаты проверки

Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки.

Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание.

В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.

Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей:
  1. Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
  2. Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
  3. Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.

В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.

В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца, инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.

Последствия игнорирования предписания

Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.

В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:

  1. Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
  2. Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.

Заключение

Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:

  1. Выявление нарушений.
  2. Недопущение повторения неправомерных действий.
  3. Контроль сохранности земель и их состояния.
  4. Наказание виновных.

Все это позволяет сохранить территориальный потенциал Федерации в надлежащем виде.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору

Вопрос:

Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.

Ответ:

Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей, и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом.

В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений.

Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor/

Муниципальный земельный контроль / Городской округ Балашиха

Контроль за целевым использованием земельных участков

Муниципальными земельными инспекторами по использованию и охране земель Городского округа Балашиха, в рамках осуществления муниципального земельного контроля, на постоянной основе осуществляются контрольно-надзорные мероприятий по недопущению нарушений земельного законодательства, связанных с использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Как показывает практика наибольшее количество нарушений, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, связано с зарастанием сельскохозяйственных земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

Такие участки не используются в сельскохозяйственном производстве, на них беспорядочно растут деревья и кустарники, однолетние и многолетние сорные травы, не осуществляется выпас скота, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, не производится кошение трав.

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, установлена частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

В целях недопущения указанного правонарушения правообладатель земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения обязан использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Характерным нарушением также является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Ответственность за данный вид правонарушений установлена частью 2 статьи 8.

7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В целях недопущения данного правонарушения правообладатель земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения обязан проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения.

Также в случае если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не обрабатывался более 5-и лет, обильно зарос древесно-кустарниковой растительностью, сорными травами и не пригоден для возделывания сельскохозяйственных культур, необходимо проведение на нем культуртехнических мероприятий.

Культуртехнические мероприятия включают в себя:

– расчистку земель от древесной, кустарниковой и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;

– рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы;

– внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв.

Государственной программой «Сельское хозяйство Подмосковья» предусмотрена компенсация части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Московской области за проведение культуртехнических работ по вводу в оборот земель сельскохозяйственного назначения в объеме до 70 % фактических затрат, но не более 10 000 рублей на один гектар.

Для получения субсидии необходимо представить пакет документов, включающий в себя, в том числе проектно-сметную документацию, подтверждённую экспертизой, акты первичного и итогового обследования вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот земельных участков и ряд других материалов.

Источник: http://balashiha.ru/mun/mzk2

Статья 72. Муниципальный земельный контроль

Контроль за целевым использованием земельных участков

Новая редакция Ст. 72 ЗК РФ

1.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

4. Законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6.

В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

9.

В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-12/st-72-zk-rf

Земельный надзор, его основные задачи, порядок проведения и ответственность за нарушение земельного законодательства

Контроль за целевым использованием земельных участков

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР

В соответствии со статьей 71 земельного кодекса российской федерации от № 136-фз, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством российской федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

К компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области относится осуществление контроля за соблюдением:

1. выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

2. порядка переуступки права пользования землей;

3. выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

4. выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

5. порядка предоставления сведений о состоянии земель;

6. исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

7. выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ

ПРЕДМЕТОМ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землёй;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Порядок исполнения государственными инспекторами Росреестра государственной функции по государственному земельному контролю осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от № 318.

Государственный земельный надзора осуществляется в форме:

– плановых проверок, которые проводятся в соответствии с годовыми планами, как для юридических лиц любой формы деятельности, так и для всех граждан, имеющих недвижимость в собственности или в аренде;

– внеплановых проверок – для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательств.

Проверки соблюдения земельного законодательства проводятся федеральными государственными служащими территориальных органов Росреестра.

МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ ЗЕМЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Согласно статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) Росреестр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:

статья 7.

1 КоАП – в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

часть 1 статьи 7.2 КоАП – уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

статья 7.

10 КоАП – в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

часть 1 статьи 8.

8 КоАП – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

статья 7.

34 КоАП – нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

часть 1.1 статьи 8.

8 КоАП – неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

часть 2 статьи 8.

8 КоАП – невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях устранения правонарушений Росреестром (его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии Росреестром (его территориальными органами) контролируется.

В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.

Источник: https://rosrealt.ru/analitika/Zemeljny-nadzor

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.