Классификация памятников истории и культуры

Нет таких памятников, как стелы, или Ошибки в РФ в классификации памятников

Классификация памятников истории и культуры

Как достали ошибки в классификации памятников! Самая распространённая – стела.

Стела

Стела (лат. Stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Т.е., по сути – это параллелепипед (горизонтальный, вертикальный, любой).

Т.е., сама по себе стела не может быть разновидностью мемориального объекта, а может только быть частью его архитектуры. Вот, например, 5 пилонов (разновидностей стел) в структуре монумента Славы на площади Салвы Самары: они – не сами по себе, под ними – основания, их – 5 (только вместе они – самостоятельная конструкция).

В памятнике Высоцкому в Самаре стела вообще становится стеной памяти, превращая обычный памятник в мемориальный комплекс (т.е., в состоящий из нескольких элементов монумент).

Вообще, первой стелой считают стелу сна Тутмоса между ног Сфинкса в Древнем Египте. Но, даже она покоится на основании и встроена в общий мемориальный комплекс (т.е., тоже не самостоятельна).

Ну, не просит стела сама по себе – рухнет. Они ведь падают (как, например, памятник строителям в Волгодонске), даже от порыва ветра.

Стела как ошибки

Но, сколько ошибок с этим архитектурным элементом! Причём, они – разные:

1. Самая распространённая: назвать весь монумент стелой (как и в случае с памятником Высоцкому).

Думаете, только в Самаре такие безграмотные? В Петрозаводске – такие же “грамотеи”.

Не лучше и в Комсомольске-на-Амуре, да вся страна покрыта “стелами”;

2. ошибка с удвоением букв “л” в названии – как в имени Стелла;

случайность? Отнюдь,

3. ошибка с предназначенностью мемориального сооружения.

В меморологии у каждого вида мемориального объекта своя предназначенность: памятник посвящён людям (показанный выше памятник Хоменко) и событиям, скульптура и скульптурная группа – чему угодно, кроме 2-х предыдущих позиций (герой из кинофильма, из литературного произведения), памятный знак – памяти о каком-то событии (это – 4 из показанных выше “стелы”) и т.д., стелы в этом списке нет и быть не может, так как стела – архитектурный элемент, как, например, и обелиск, которые никак не могут войти в название памятника;

где подписавшие этот памятный знак здесь увидели стелу? Ни одного параллелепипеда!

4. ошибка с отсутствием стелы в качестве архитектурного элемента в мемориальном объекте вообще.

Государственный подход

А что наше государство? Может, оно издало ГОСТ с типологией мемориальных объектов? Конечно!!!

1. ГОСТ Р 55528-2013Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования. И что там сказано о типологии памятников? Да, ничего!

2. ГОСТ Р 56198-2014 Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования. А что здесь? Снова ничего!

3. Так на что опираются наши власти? Вы таки будете смеяться, но на ГОСТ 32609-2014 Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения (т.е., под все памятники в России воспринимают как могильные надгробия). Вот, там и указано:

2.6.1.1 Намогильное сооружение может представлять собой памятник в виде стелы, обелиска, плиты, скульптуры, камня, а также – крест.

Самое смешное в том, что кроме этой строчки. в ГОСТе нет ни слова об их отличиях.

4. Ещё стела упоминается в законе Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 2002 г.

№73 как объект археологического наследия: городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

5. Ну, и “вишенка на торте”. Президент РФ В.В. Путин подписал указ 2 июля 2020 г. о присвоении 20-ти городам звание “город трудовой доблести”. Какое это отношение имеет к теме стел как ошибки? Самое прямое! Ибо незадолго до этого был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. №41-ФЗ “О почетном звании Российской Федерации “Город трудовой доблести”, где сказано:

3. В городе, удостоенном звания “Город трудовой доблести”:

1) устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания.

Всё, круг замкнулся. На самом деле, в законе должно было быть написано памятный знак. Но, кто же теперь ослушается Федерального закона? Вот, во всех 20-ти городах и ставят сейчас “стелы”.

Подведём итоги: ошибка не только есть, но она поддерживается и углубляется нашим законодательством всё больше.

И памятных стел (насколько я понимаю, слово стела в нашеё отечественной меморологии всё больше вытесняет знак и всё больше стремится к словосочетанию памятная стела) у нас будет теперь всё больше и больше.

Теперь любой ГОСТ, разработанный в этом направлении (а их просто нет сейчас) уже включит эту ошибку в работу, как и обелиск.

Бонус для дочитавших: версия появления первой стелы – стелы сна (между ног Сфинкса в Древнем Египте).

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Глеб Алексушин

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ec000bb7f5192548fb26d8f/net-takih-pamiatnikov-kak-stely-ili-oshibki-v-rf-v-klassifikacii-pamiatnikov-5fdee2003713a37b86cfd5f3

Классификация памятников истории и культуры:

Классификация памятников истории и культуры

1) Исторические:

Подразделы:

– участники исторических событий (вооружённые крепости, бастионы, ДЗОТы и т. д.);

– памятники, созданные впоследствии с целью увековечения определённых событий.

2) Археологические: поселения, погребения..

3) Архитектурно-градостроительные:

Подразделы:

– декоративно-прикладные.

4) Искусствоведческие (литературные памятники).

5) Памятники ИЗО:

Подразделы:

– графика;

– живопись;

– скульптура;

– мозаика;

– музыкальное искусство;

– танец.

6) Предметные (подлинные объекты).

В 1972 г. была принята Конвенция ЮНЕСКО о сохранении культурного и природного наследия. В конце 1980-х гг. Россия вошла в её состав (13 объектов):

1. Исторический центр Санкт-Петербурга;

2. Кремль и Красная площадь;

3. Новгород;

4. Памятники г. Владимир и Сусдаля;

5. Оз. Байкал;

6. Леса Коми;

7. П-ов Камчатка.

7) Природоведческие.

Памятники делятся по использованию:

1) которые нельзя использовать с целью получения дохода (Летний сад, Кремлёвская стена);

2) памятники, которые используют в научных целях и получают небольшой доход (Кунсткамера, Эрмитаж);

3) памятники, которые используются в хозяйственных целях (Невский проспект).

Зоны охраны памятников в СПб:

1. Зона строго регулируемой застройки (Невский проспект, набережные каналов и Невы, Петроградка);

2. Зона регулируемой застройки;

3. Зона нерегулируемой застройки (новостройки).

5. Роль музея в раскрытии историко-культурного потенциала края. Основные направления деятельности музеев.

Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов.

Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, о первоисточниках знаний, о природе и человеческом обществе.

В Древней Греции музеи были посвящены Богиням и Богам. В средневековье государственные ценности хранились или в церквях, или у бояр. В эпоху возрождения музеи носили публичный характер. Первые публичные музеи возникли в 18 веке. Музеи более современные – в 19 веке. В России первый музей – Кунсткамера.

Направления деятельности музея:

1) Видимая (организация выставок, лекций, экспозиций);

2) Невидимая (пополнение коллекций через таможню, антикварные магазины, аукционы, коллекционеров; реставрация, археологические экспедиции ,научно-исследовательские работы и публицистическая деятельность).

Основное музейное предназначение – ХРАНЕНИЕ.

Современный музей воспринимается символом культуры, в котором сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл.

Музей предстает перед нами многочисленными гранями: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы», «машины времени», переносящей нас в другие времена и страны; в виде «места сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого», «собора лиц», встающих за конкретными предметами, «живого организма», «способа диалога времен и культур», «хранилища, занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью»; одновременно «театром культуры» и «кладовкой ценностей», «пространством духовной безопасности», воплощением (материализацией) «идей», «соотношений «человек-вечность» т.д. В бесконечном множестве суждений можно выявить и некие постоянно присутствующие определения, имеющие разное словесное выражение. Эти характеристики в определенной степени раскрывают возможности решения задач, которые общество ставит перед музеем. В многогранности этого явления проявляются контуры того, что мы можем назвать – «музей».

6) Классификация музеев. Применение современных технологий в музейном деле, и их влияние на туристско-экскурсионную деятельность.

Классификация музеев:

1) научно-образовательные (массовые, или публичные). Они предназначены для широких масс населения;

2) научно-исследовательские, или академические, предназначенные для специалистов. Создаются при академиях, научно-исследовательских институтах, имеют узкоспециальный характер;

3) учебные предназначены для учащихся и студентов. Создаются при школах, средних специальных и высших учебных заведениях с образовательной целью.

Классификация музеев по содержанию коллекций:

1) Отраслевые (профильные):

– Музей истории и религии;

– исторические;

– Музей истории революции;

– художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж);

– научные музеи;

– зоологический музей;

– технический музей (Музей Космонавтики);

– литературные музеи.

2) Комплексные (музеи, объединяющие несколько профилей одновременно):

– историко-архитектурные;

– историко-художественные;

– сельскохозяйственные.

3) Мемориальные (увековечивающие):

– дома-квартиры А. Блока, Ф. Достоевского, А. Пушкина, С. Кирова, П. Чайковского.

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям.

Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционёра в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки.

7) Государственный музей Эрмитаж как объект краеведения. Раскрыть специфику коллекций.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II.

Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея.

В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Эрмитаж, один из немногих музеев, который знает весь мир.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н.

скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо.

Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии.

С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини, Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св.

Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо.

Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.

8) Государственный Русский музей как объект краеведения. Раскрыть историю и специфику коллекций.

Государственный Русский музей (до 1917 года «Русский Музей Императора Александра III») — самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца.

Филиалы музея расположены в Михайловском замке, в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I, а также Домик Петра I.

Директор музея — Владимир Александрович Гусев.

Государственный Русский музей – первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей – 7/19 марта 1898 года.

Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.

В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.

Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.

К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли – Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Источник: https://studopedia.ru/10_131680_klassifikatsiya-pamyatnikov-istorii-i-kulturi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.