Категории историко культурного значения объектов культурного наследия

Содержание

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Категории историко культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.

3. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) установление в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия;

2) проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

3) утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

4) определение политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

5) обеспечение сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения;

6) организация и определение порядка деятельности федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия;

7) установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;

8) установление общих принципов сохранения объектов культурного наследия;

9) формирование и ведение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

10) принятие в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решения о включении объекта культурного наследия федерального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, о перемещении объекта культурного наследия или об изменении его внутреннего или внешнего облика, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения либо о воссоздании утраченного объекта культурного наследия федерального значения;

11) осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

12) отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

13) установление порядка формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия;

14) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

15) утверждение режимов использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

16) установление общих принципов содержания историко-культурных заповедников;

17) отнесение объектов культурного наследия к историко-культурным заповедникам федерального значения;

18) установление порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы;

19) осуществление Российской Федерацией международного сотрудничества в области охраны объектов культурного наследия;

20) заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия;

21) установление порядка проведения статистического учета в области охраны объектов культурного наследия;

22) установление порядка использования информации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при формировании иных государственных реестров и подготовке нормативных правовых актов;

23) научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия, установление основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия.

Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Правительство Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее – федеральный орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Источник: https://studopedia.ru/23_23189_statya--kategorii-istoriko-kulturnogo-znacheniya-ob-ektov-kulturnogo-naslediya.html

Изменение категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Категории историко культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия Российской Федерации, внесённые в единый государственный реестр, подразделяются на три категории:

  • Объекты культурного наследия федерального значения – обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • Объекты культурного наследия регионального значения – обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Объекты федерального значения могут быть отнесены к особо ценным или к объектам мирового культурного наследия.

Чтобы определить, к какой из этих категорий относится объект культурного наследия, а также узнать, требуется ли изменение категории данного объекта, проводится историко-культурная экспертиза.

Исследуемые объекты

Объекты, обладающие признаками культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, а именно:

  • Объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники.
  • Иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия имеют следующую классификацию:

Памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия).

Ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного,  дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Помимо самих объектов, имеющих историко-культурное значение, исследуются документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, а именно:

  • Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
  • Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
  • Проекты зон охраны объекта культурного наследия;
  • Копии паспорта объекта культурного наследия;
  • Копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
  • Копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
  • Копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
  • Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • Документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
  • Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Копии технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
  • Копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
  • Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
  • Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
  • Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.

Методы исследования

Историко-культурная экспертиза, необходимая для изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, проводится путем изучения предоставленных документов, историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и иных необходимых изысканий.

Экспертом может выступать как отдельное физическое лицо, так и экспертная комиссия, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе не менее трех аттестованных экспертов.

Правовые аспекты

  • Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия устанавливаются главой 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.

Вопросы, которые стоит задать эксперту

  • К какой категории культурных ценностей относится исследуемый объект: федеральной, региональной или муниципальной (местной)?
  • Имеется ли необходимость перевода объекта в другую категорию или его стоит оставить в прежней?
  • Каковы основания перевода (или не перевода) объекта в другую категорию?
  • Имеет ли исследуемый объект также мировое культурное значение, относится ли он к особо ценным?

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации от 21 декабря 2010 г. N 28 “О судебнойэкспертизе по уголовным делам” экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственнымэкспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющихсудебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а такженекоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют правопроводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамкахуголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным снарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться илиоглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО “Судебный эксперт” является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебныхэкспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел “Документыорганизации”), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/izmenenie-kategorii-istoriko-kulturnogo-znacheniia-obektov-kulturnogo-naslediia/

Что нужно знать, приобретая объект культурного наследия?

Категории историко культурного значения объектов культурного наследия

Приобретая в собственность или в аренду объект недвижимого имущества в районе исторической застройки, необходимо учитывать, что потенциально такая недвижимость может оказаться объектом культурного наследия.

Правообладатели объектов недвижимости, представляющих собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства, вместе с приобретаемым объектом дополнительно получают ряд обязанностей и ограничений, установленных на законодательном уровне для собственников и арендаторов таких объектов.

Как же узнать, не является ли предмет планируемой покупки или аренды объектом культурного наследия? Какие особенности необходимо учитывать, приобретая права на объекты культурного наследия? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

1. Получение сведений о включении объекта недвижимости в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

До заключения сделки купли-продажи с объектом жилой или нежилой недвижимости в зоне исторической застройки рекомендуем получить сведения о его включении-невключении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН).

Указанные сведения предоставляются в виде выписки из реестра объектов культурного наследия всем заинтересованным физическим и юридическим лицам федеральными или региональными органами охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ).

О включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия можно также узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, поскольку указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ), их можно получить, запросив в Росреестре выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

Если Вы убедились, что приобретаемая Вами недвижимость является объектом культурного наследия (либо его частью), примите во внимание, что владение и пользование такими объектами осуществляется с учетом требований Федерального Закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Градостроительного Кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также иных законодательных актов.

С целью сохранения объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем состоянии законодательно предусмотрен ряд ограничений и запретов, как для собственников таких объектов, так и для иных правообладателей (например, арендаторов).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав и иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН, а также на выявленные объекты культурного наследия в обязательном порядке вносятся в ЕГРН.

В соответствии с нормами действующего законодательства обязанности правообладателей объектов культурного наследия можно условно разделить на 4 блока:

К 1-ому блоку относятся обязанности, направленные на сохранение объекта культурного наследия. В частности, правообладатели объектов культурного наследия обязаны:

  • осуществлять расходы на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • проводить работы по его сохранению;
  • обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп.4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • соблюдать установленные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (пп. 5 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ).

Правообладатель объекта культурного наследия обязан обеспечить доступ к нему третьих лиц в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности (ст. 47.4 Закона №73-ФЗ).

Право на доступ во внутренние помещения объектов культурного наследия ограничено законом: требование о необходимости обеспечить такой доступ может быть установлено только в том случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны объекта культурного наследия.

Доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен только в интересах сохранения объекта культурного наследия на время проведения работ по его сохранению или в связи с ухудшением его физического состояния.

При осуществлении работ в отношении объекта культурного наследия его правообладатель обязан:

  • не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия или ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
  • не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

4-ый блок обязанностей правообладателя объекта культурного наследия включает в себя ряд запретов по его использованию.

Так, правообладатели обязаны не использовать объект культурного наследия:

  • под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов; предметов и веществ, загрязняющих его интерьер, фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
  • под производственные объекты с оборудованием, оказывающим динамическое и вибрационное воздействие на его конструкции, независимо от мощности данного оборудования;
  • для размещения наружной рекламы (ст. 35.1 Закона № 73-ФЗ);
  • под производственные объекты и лаборатории, связанные с неблагоприятным для него температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (пп. 6 п. 1 ст. 47.1 Закона № 73-ФЗ).

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объектов культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

При проведении таких работ необходимо учитывать, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на реконструкцию объекта культурного наследия, Законом № 73-ФЗ установлен ряд ограничений.

В частности, в нём определено, что любые работы в отношении объекта культурного наследия возможны только в целях сохранения такого объекта и только с письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия на основании документации, согласованной с ним (ст.40, 44, ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Важно! К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН  или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Для получения вышеуказанных документов необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия соответствующего уровня лично либо через МФЦ (п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:

– подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
– получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);

– получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Важно! Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

7. Особенности распоряжения объектом культурного наследия

По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Распоряжение включенным в ЕГРОКН или выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона 73-ФЗ (п.5 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия о продаже или передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании его собственник или иной законный владелец может уведомить о совершении такой сделки.

При заключении гражданско-правовой сделки с объектом культурного наследия необходимо соблюсти определенные законом требования, которые зависят от наличия утвержденного охранного обязательства.

8. Требования к сделкам при наличии утвержденного охранного обязательства объекта культурного наследия

Если охранное обязательство на объект культурного наследия оформлено в установленном порядке, то в договор купли-продажи объекта культурного наследия в качестве существенного условия договора необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

При этом копия охранного обязательства является неотъемлемой частью соответствующего договора. При отсутствии в договоре упомянутых условий такая сделка является ничтожной в силу прямого указания закона (п. 7 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит (ст. ст.47.6, 50, 50.1, 51 Закона № 73-ФЗ).

9. Требования к сделкам при отсутствии утвержденного охранного обязательства объектом культурного наследия

Если охранное обязательство объект культурного наследия на момент заключения договора по отчуждению не утверждено в установленном законом порядке, то к договору прилагаются иные действующие охранные документы (охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Если к моменту заключения договора охранные документы не оформлены, то лицо, у которого на основании этого договора возникает право собственности на объект культурного наследия либо право владения и (или) пользования, всё равно обязано выполнять предусмотренные законом обязанности и требования в отношении такого объекта. Данные обязанности и требования фиксируются в договоре.

После получения охранного обязательства на объект культурного наследия на лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, возлагается обязанность обеспечить внесение изменений в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования таким объектом (п. 9, 10 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Внимание! Особенностью правового режима находящихся в общей собственности памятников и ансамблей, а также земельных участков в границах соответствующих объектов является запрет раздела общего имущества и выдела из него доли в натуре (п.14 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vladeilegko/chto-nujno-znat-priobretaia-obekt-kulturnogo-naslediia-5d942ba8f557d000ae816e88

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.