Карта градостроительного зонирования это

Содержание

Зонирование земельных территорий (градостроительное зонирование)

Карта градостроительного зонирования это

Градостроительное зонирование – это деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых:

  • определяются территориальные зоны с видами их градостроительного использования
  • устанавливаются ограничения на использование земли
  • готовится карта градостроительного зонирования муниципального образования

На карте градостроительного зонирования:

  1. Устанавливаются границы территориальных зон. Любой земельный участок относится только к одной территориальной зоне. То есть не допускается формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, размещённых в разных территориальных зонах.
  2. Обязательно отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия.

Виды и состав территориальных зон

Территориальные зоны муниципальных образований могут быть следующих видов:

  1. жилые
  2. общественно-деловые (ОДЗ)
  3. производственные
  4. зоны инженерной и транспортной инфраструктур
  5. зоны сельскохозяйственного использования
  6. зоны рекреационного назначения
  7. зоны особо охраняемых территорий
  8. зоны специального назначения
  9. зоны размещения военных объектов
  10. иные виды территориальных зон

Состав территориальных жилых зон

  1. зоны застройки индивидуальными жилыми домами
  2. зоны застройки малоэтажными жилыми домами
  3. зоны застройки среднеэтажными жилыми домами
  4. зоны застройки многоэтажными жилыми домами
  5. зоны застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение

  • отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения
  • объектов здравоохранения
  • объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;
  • культовых зданий
  • стоянок автомобильного транспорта
  • гаражей
  • объектов, связанных с проживанием граждан
  • территорий, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства

Состав территориальных общественно-деловых зон (ОДЗ)

  1. зоны делового, общественного и коммерческого назначения
  2. зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения
  3. зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности
  4. ОДЗ иных видов

ОДЗ предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В ОДЗ могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные гаражи.

  1. коммунальные зоны – для размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли)
  2. производственные зоны – для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду)
  3. иные виды зон производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры

В производственных зонах допускается размещение:

  • промышленных, коммунальных и складских объектов
  • объектов инженерной и транспортной инфраструктуры:
    • сооружений и коммуникаций ж/д и автомобильного транспорта, связи

Для объектов в производственных зонах устанавливаются санитарно-защитные зоны.

  • зоны с/х угодий:
    • пашни
    • сенокосы
    • пастбища
    • залежи
    • земли, занятые многолетними насаждениями-садами, виноградниками
    • др.
  • зоны, занятые объектами с/х назначения, предназначенные для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов с/х назначения

Примечание:

зоны сельскохозяйственного назначения (в том числе и зоны сельскохозяйственных угодий) могут включаться в состав территориальных зон в границах черты населённых пунктов.

  • зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами
  • зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом

Состав территориальных зон особо охраняемых территорий

  • земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение

Состав территориальных зон специального назначения

  • зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления
  • зоны, занятые иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах

Состав иных видов территориальных зон производится по усмотрению органов местного самоуправления. При этом учитываются особенности функциональных зон и характер использования земельных участков.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_292.htm

Что такое зонирование земельного участка и какие бывают виды зонирования территорий

Карта градостроительного зонирования это
Кадастровые работы  

Градостроительное зонирование определяет возможность застройки земельных участков в соответствии с утвержденным в регионе генеральным планом земельной застройки, поэтому важно понимать — в какой функциональной зоне поселения территориально находится земельный участок. О том, какие существуют виды зонирования территорий в генеральном плане, я подробно рассказываю ниже.

Территориальные зоны — это земельные территории, объединённые возможностью застройки конкретными видами объектов. На генеральном плане такие зоны выделяют цветом, а также буквенным обозначением. 

Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть устанавливают градостроительные регламенты на отдельно взятых территориях, придавая каждому земельному участку  правовой режим.

Функциональные зоны правового режима земельных участков не устанавливают, но влияют на него косвенно именно через территориальные зоны, устанавливаемые в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

Как узнать категорию земель и вид разрешенного использования

Если назначение земельного участка соответсвует перечню объектов, которые могут быть размещены в данной зоне, то собственник участка может бесплатно изменить вид разрешенного использования.

Как узнать вид зонирования земельного участка

Чтобы узнать, в какой функциональной зоне расположен земельный участок, обращаемся к карте градостроительного зонирования территории поселения.

Карта градостроительного зонирования городского или сельского поселения (схема-карта функциональных зон) — это графическая часть ПЗЗ территорий поселений, в которой устанавливаются границы всех территориальных зон, включённых в генеральный план поселения.

Для этого:

  1. Заходим на официальный сайт поселения, на территории или вблизи которого расположен земельный участок;
  2. Находим на сайте раздел «Генеральный план и схема функциональных зон», либо сразу наберите в Яндексе фразу «Генеральный план и схема функциональных зон поселка Х» и перейдите по первой ссылке.
  3. Находим интересующий нас земельный участок на карте и запоминаем территориальную зону, в которой он расположен.

Предлагаю сразу перейти к сокращениям, которыми обозначают зонирования территорий на генплане.

Таблица видов зонирования земельных участков

Тип зоныНаименование зоны в действующем ГенпланеОбозначение на картахНаименование зоны в проекте измененийОбозначение на картах
Жилые зоныЗоны коллективных садоводствЖ1Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения1ЖД
Зоны застройки отдельно стоящими и/или блокированными односемейными (индивидуальными) жилыми домамиЖ2
Зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройкиЖ3Зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения2ЖД
Зоны среднеэтажной многоквартирной жилой застройкиЖ4Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры3ЖД
Зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (9 этажей и выше)Ж5
Зоны жилой застройки на территории исторического центра Санкт-ПетербургаЖ6
Зоны исторической жилой застройки на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга (Пушкина, Павловска, Петергофа, Кронштадта, Ломоносова)Ж7
Общественно-деловые зоныЗоны многофункциональной общественно-деловой застройкиД1Зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныД
Зоны размещения объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданийД2
В положении о территориальном планировании не устанавливаетсяД3Зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныДИ
Производственные зоныЗоны предприятий IV и V классов вредности (100 м и 50 м) и сопутствующих им общественно-деловых объектовП1Зоны объектов производственного, транспортно-логистического, складского назначения, инженерной инфраструктуры, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоныПД
Зоны предприятий I, II и III классов вредностиП2
Зоны инженер-ной и транспортной инфраструктурЗоны скоростных магистралей, дорог непрерывного движения и городских магистралейУЗона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения с включением объектов инженерной инфраструктурыУ
Зоны объектов городского транспорта и инженерной инфраструктурыИ1Зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектовИ1
Зоны объектов воздушного транспортаИ2Зона объектов воздушного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныИ2
Зоны объектов железнодорожного транспортаИ3Зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныИ3
Зоны объектов водного транспортаИ4Зона водного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныИ4
Зоны сельхоз использованияЗоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплицС1Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц и производственных объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктурыС
Зоны производственных объектов сельскохозяйственного назначенияС2
Рекреационные зоны:Зоны спортивных сооружений и пляжейР0Зона спортивных сооружений и пляжей с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныР0
Зоны лесов и лесопарковР1Зона лесов и лесопарковР1
Зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользованияР2Зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооруженияР2
Зоны объектов отдыха и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного типаР3Зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныР3
Зоны прочих зеленых насажденийНе обозначеныЗона дворцово-парковых комплексов и исторических парковР4
Зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательствомР5
Зоны специального назначенияЗоны кладбищ, крематориевК1Зона кладбищ, крематориев с включением объектов социальной и инженерной инфраструктурыК1
Зоны складирования отходов потребления и другие подобные объектыК2Зоны складирования отходов потребления с включением объектов инженерной инфраструктурыК2
Зоны военных и иных режимных объектовК3Зоны военных и иных режимных объектов с включением объектов социальной и инженерной инфраструктурыК3
АкваторииВнутригородские акватории.АГВнутригородские акваторииНе обознач.
Прилегающая к городу акватория Финского заливаАФ

Источник: https://zembaron.ru/raznoe/zonirovanie/

Основы градостроительного зонирования

Карта градостроительного зонирования это

Имеет ли право новый владелец жилого здания построить на его месте мыловаренный завод или небольшую кузницу? Можно ли возвести жилой комплекс по соседству с комбинатом по производству минеральных удобрений? Для того чтобы определить права собственников на возведение и перестройку объектов недвижимости, создан специальный инструмент — градостроительное зонирование. Если вы решили построить дом, то необходимо точно понимать, что оно собой представляет, и какие документы градостроительного зонирования обязательны.

Цели и краткая история возникновения градостроительного зонирования

Процедура градостроительного зонирования — это разделение земельных наделов местных органов в целях разграничения способов пользования зон и составления законного регламента.

Изначально возведение строительных объектов в местах проживания массы людей регулировалось здравым смыслом застройщиков и опиралось, как правило, на теорию «причиненных неудобств». Согласно ей, запрещалось использование земельных участков, способное причинить вред общественной безопасности или здоровью.

Но вскоре стало понятно, что неконтролируемое строительство жилых домов ведет к росту трущоб и скученности населения со всеми вытекающими последствиями.

В Европе первые декреты о запрете неподобающего использования территории некоторых районов французских городов появились уже в начале XIX в., а к началу XX века распределение городских территорий по видам пользования стало совершенно обычным делом в большинстве европейских стран.

В США же толчком к принятию правил зонирования стало возведение в 1915 г. в Нью-Йорке 40-этажного небоскреба, закрывавшего солнечный свет прилегающим районам. Городские власти вынуждены были принять законы, регламентирующие возведение зданий подобного типа.

Следствием этих норм права стало создание общих правил зонирования, которые легли в основу градостроительного законодательства США.

Приведенная ниже таблица показывает основные принципы городского зонирования, принятые в Европе и Соединенных Штатах Америки.
ЕвропаСША
Зонирование как комплекс документов, разработанных для какой-то одной части городской земли или административного районаРазделение производится для всего участка сразу и по каждому из возможных аспектов (виды разрешённой эксплуатации сооружений, максимальные размеры земельных выделов, параметры допустимой перестройки объектов)
Крайне подробное описание предельных норм строительного изменения недвижимости и видов разрешённой эксплуатации объектовЗонирование как проекты подразделения незанятых территорий на земельные наделы с целью последующей застройки, при этом разрешено внесение поправок в регламент
Два этапа городского планирования: первыми создаются генеральные планы, носящие необязательный характер, а местные органы исполнительной власти на их основе разрабатывают планы землепользования или застройкиРекомендательный характер генеральных планов, ложащихся затем в основу разработки локальных нормативных актов о зонировании

Мы видим, что этапы и принципы градостроительного зонирования совпадают в обеих системах. Забегая вперед, скажем, что российская система во многом основана на тех же постулатах. Теперь давайте совершим краткий экскурс в отечественную историю, чтобы узнать, как создавалось и развивалось городское зонирование в нашей стране.

Первые российские указы, посвященные архитектурной и строительной регламентации, датируются началом XVIII в.

В первую очередь, в них устанавливались такие параметры строительства, как ширина улиц, размеры кварталов, расстояние между постройками, предельный максимум верхних этажей.

Устанавливался в них и порядок застройки территорий, включая даже строительные материалы, разрешенные к использованию.

Первые упоминания о зонировании появляются уже в генеральном плане новой российской столицы — Санкт-Петербурга. Так был дан старт процессу государственного регулирования городской застройки.

Вторым витком развития зонирования в России становится техническая революция второй половины XIX в. Стремительное развитие железных дорог, рост числа производственных предприятий, увеличение численности городского населения почти вполовину — вот те новые факторы, которые меняют облик российских городов.

Новые районы растут вокруг железнодорожных магистралей и предприятий промышленности. Быстрый рост городов ведет к тому, что частная стихийная жилая застройка зачастую со всех сторон охватывает производственные объекты.

В этих условиях становится необходим принципиально иной подход к планированию городской структуры и презентации новых государственных регулирующих норм.

Наряду с производственным строительством, меняется и гражданское.

Оно превращается в комплексную застройку в современном ее понимании —  не только объекты промышленности и жилые поселки, но и больницы с предприятиями обслуживания.

Главным принципом проектирования становится зонирование, а основным документом — генплан нового типа, включающий в себя разделение городских территорий на зоны и обозначение транспортных коммуникаций.

В это же время меняется и основной заказчик городской застройки. Если ранее планы строительства определялись государственными нуждами, то со второй половины XIX в. на арену выходят частный капитал (в первую очередь, промышленные предприятия) и муниципальные органы городского самоуправления.

Нельзя не заметить схожесть описываемой ситуации с той, которая сложилась в современной России в последнем периоде XX века после распада СССР и смены социалистического уклада жизни на капиталистический. Возвращение частного капитала и бурный рост населения городов требуют новых схем городской застройки и, соответственно, новых правил. Теперь поговорим о том, каковы же они в современной России.

Нормативная база

Основным документом, регулирующим градостроительную деятельность в России, стал Градостроительный кодекс РФ, вступивший в силу 30.12.2004 г. Четвертая глава Градкодекса целиком посвящена предмету нашего рассмотрения.

Согласно Кодексу о градостроении, результатом и главным документом разделения на зоны стали Правила пользования земельными участками и разрешённых видов сооружений.

Нормы этого акта гласят, что главная цель разработки Правил — это создание для территорий образований муниципального уровня условий для системного развития, но с непременным сохранением природы, а также исторических и культурных памятников, для планирования территорий, привлечения инвесторов и, наконец, обеспечения прав владельцев земельных наделов и строений, возведенных на них. Сами Правила изложены в трёх частях, а именно:

  1. Порядок использования их норм и внесения необходимых изменений.
  2. Карты градостроительства.
  3. Градостроительный регламент.

Карта является важнейшим источником как текстовых, так и графических сведений о территориях, их границах и областях с особыми разрешёнными способами пользования. Она обязана быть актуальной, отражать все, имеющиеся у органов власти на местах, сведения. Перечень того, что обязательно указывается в карте, таков:

  • населённые пункты;
  • округи поселений;
  • объекты наследия, как исторического, так и культурного;
  • поселения федерального и местного значения, имеющие особый статус;
  • районы с определёнными условиями использования территорий.

Главное обязательное условие — один участок должен относиться к единственному территориальному участку. Нельзя формировать надел из земель, имеющих различный вид разрешённого использования. Когда в муниципальном образовании имеются участки, возделывание и застройка которых еще не начаты, а только планируются, их отражение в документации и на карт-схеме обязательны.

Вторая, не менее важная, часть Правил — регламент градостроительства. В ее состав входит список разрешённых видов использования территории, определяющий параметры законного строительства и максимально возможные размеры земельных участков. Сюда же включаются списки зон с ограниченным использованием, то есть с особыми условиями, если этого требует свод норм права РФ.

Причиной попадания под требования законодательства может стать санитарное, экологическое или культурное значение. Особым случаем являются объекты, требующие отдельной государственной охраны (принадлежащие МО или ФСИН). Муниципальные органы не вправе устанавливать такие зоны.

Местным органом власти они только отражаются в Правилах, а определяют их соответствующие органы посредством издания нормативных актов.

Принципы зонирования

Рассмотрим подробнее список зон в зависимости от разрешённого использования, установленных в ГрК России.

  1. Жилые зоны. Уже из названия понятно, что это земли, отведенные для застройки жильем. Они, в свою очередь, подразделяются по критерию этажности: от индивидуальных домов до многоэтажных. Разрешается также возведение объектов, без которых невозможно комфортное проживание граждан (школы, поликлиники, стоянки, культовые сооружения и так далее). Главное требование к ним — отсутствие вредного влияния на окружающую среду.
  2. Общественно-деловые зоны. Допускается тот же перечень сооружений, что и в предыдущем пункте, с добавлением административных объектов: банков, гостиниц, бизнес-центров и торгово-развлекательных комплексов. Возведение жилья здесь также разрешается.
  3. Зоны для нужд производства, инженерной и транспортной структуры. Заводы, фабрики, порты, объекты железнодорожного и автотранспортного сообщения, аэродромы.
  4. Зоны для ведения сельского хозяйства. Сады, выгулы скота, земли для растениеводства и пр. Сюда же можно отнести и наделы, отведенные для дачного и подсобного хозяйства.
  5. Участки, предназначенные для отдыха граждан. Берега водоёмов, скверы, городские парковые зоны, словом, всё то, что используется для релаксации или занятий спортом населением.
  6. Особые территории, охраняемые государством. Как уже отмечалось выше, это зоны, имеющие культурное, историческое, природное или какое-либо еще важное значение.
  7. Участки для специальных объектов. Эстетического удовольствия не доставляют, но от этого менее необходимыми не становятся. Места захоронений, полигоны ТБО, скотомогильники и прочие сооружения, которые, по понятным причинам, не могут размещаться в других зонах.
  8. Зоны с размещёнными объектами Министерства обороны и подобных специальных государственных служб.

Заканчивая обзор Правил, следует упомянуть, что первый их пункт, а именно Порядок применения и внесения в них изменений в эту статью не вошёл, поскольку все стадии процесса детально описаны в ГрК России.

Судебная практика

В завершение приведём несколько примеров судебных решений для иллюстрации механизма работы зонирования и трудностей, которые могут возникнуть в процессе его функционирования.

https://www.youtube.com/watch?v=gRgoCZUk0ZM

В 2011 году в областной суд г. Самары подала судебный иск группа жителей города во главе с представителем городского министерства строительства и ЖКХ. Они требовали признать незаконным решение городского законодательного органа об утверждении правил землепользования и застройки.

Аргументировали они это тем, что их земельные участки, относившиеся к зоне малоэтажной жилой застройки, после выхода новых правил были отнесены к земле, выделенной уже для многоэтажного строительства. Также министерство подчеркивало, что новые правила разработаны с нарушением нескольких статей ГрК России.

Так, в частности, ни решение о разработке Правил, ни информация о публичных слушаниях муниципалитетом не публиковались и на правительственном сайте не размещалась, что является грубым нарушением кодекса.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что принятыми гордумой правилами землепользования нарушены права заявителей. Решение городской думы о принятии Правил областной суд признал недействительным, как противоречащее Федеральному законодательству.

Еще один пример, на этот раз из Саратова. В 2012 г. житель Волжского района города обратился в районную администрацию с просьбой о получении участка земли на окраине под огород. Администрация района отказала саратовцу в его просьбе.

По мнению муниципальных органов, деревья, растущие на участке, в процессе получения урожая неминуемо были бы спилены, что могло неблагоприятно отразиться на состоянии городского лесопаркового хозяйства. Саратовец обратился в суд. Нужно сказать, что дело не вызвало у судей никаких затруднений.

Согласно саратовским правилам землепользования и застройки, оспариваемый участок относился к зоне сельскохозяйственного использования, а значит, вполне мог быть передан жителю под огород.

Хотя некоторые эксперты считают функционал градостроительного зонирования не доработанным до конца и требующим отдельных улучшений, уже сейчас можно констатировать, что оно является удобным и полезным инструментом снятия многих разногласий, возникающих в вопросах землепользования и застройки.

Основы градостроительного зонирования Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/gradostroitelstvo/osnovy-onirovaniya.html

Статья 27. Градостроительное зонирование. Карта градостроительного зонирования | ГАРАНТ

Карта градостроительного зонирования это

Статья 27. Градостроительное зонирование. Карта градостроительного зонирования

1. В соответствии с градостроительным зонированием на территории городского округа установлены территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности.

2. С учетом ограничений на использование территорий определяются функциональное назначение и интенсивность использования каждой территориальной зоны.

3. Карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, а также отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия является составной графической частью настоящего Решения.

4. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

5. На карте градостроительного зонирования территории городского округа выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости.

6. Границы территориальных зон и градостроительные регламенты установлены с учетом общности функциональных и параметрических характеристик недвижимости, а также требований о взаимном непричинении несоразмерного вреда друг другу рядом расположенными объектами недвижимости.

Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования установлены в соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации по:

– центральным линиям магистралей, улиц, проездов;

– красным линиям;

– границам земельных участков;

– границам или осям полос отвода для коммуникаций;

– административным границам городского округа;

– естественным границам природных объектов;

– иным границам.

Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования установлены в привязке к границам базисных кварталов земельного кадастра городского округа.

Границы территориальных зон, для которых отсутствует возможность однозначной картографической привязки, определены по условным линиям в привязке к границам функциональных зон Генерального плана городского округа.

Границы территориальных зон, установленных в привязке к условным линиям, могут уточняться в документации по планировке территории и в иных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации с последующим внесением соответствующих изменений в настоящее Решение.

7. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом;

3) определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

8. Границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

9.

На карте зон с особыми условиями использования территорий – зон действия ограничений, по природно-экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и по требованиям охраны историко-культурного наследия отображаются установленные в соответствии с федеральными законами зоны, к которым приписаны ограничения на использование земельных участков и иных объектов недвижимости в целях охраны и рационального использования окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения. Указанные ограничения содержатся в главе 21 настоящего Решения.

10. Карта границ территориальных зон представлена в виде картографического документа, прилагаемого к настоящему Решению (Приложение 1) и являющегося его неотъемлемой частью. На карте отображены границы территориальных зон.

Источник: https://base.garant.ru/20198925/3e01a7fa47957b2f627d012fe630f5c6/

ПЗЗ: что это такое, правила землепользования и застройки муниципального образования, выписка из пзз на земельный участок – где взять

Карта градостроительного зонирования это

  • Утверждают генеральные планы населенных пунктов.
  • Происходит зонирование территорий.
  • Утверждают строительные проекты.
  • Проводится муниципальный земельный контроль.
  • Выделяют земли для муниципальных нужд.

Вся деятельность в рамках землепользования регулируется разными нормативно-правовыми актами. Один из таких актов — Правила землепользования и застройки.

Так мы постепенно перешли к ключевому понятию нашей статьи — правила землепользования и застройки.

ПЗЗ — что это такое в землепользовании?

Землепользование проводят в разных формах. Например, землю можно использовать в сельскохозяйственных целях, проводить обустройство водоохранных зон, создавать национальные парки, заповедники.

Но в нашем случае речь идет о землепользовании в градостроительных целях. Иными словами — об освоении природных территорий с целью застройки и развития конкретного населенного пункта. Именно из-за этой связи в правовых актах объединены понятие землепользования и застройки. Освоение и застройка территории невозможна вне процесса землепользования.

Правила землепользования и застройки утверждаются как своего рода регламент градостроительной деятельности. Основная цель правил — максимально упорядочить процесс застройки населенных пунктов, установив четкие границы между разрешенными и неразрешенными действиями.

Как конкретно нужно регулировать процесс, описано в Градостроительном кодексе РФ. Введение отдельных статей кодекса, в частности, Пп. 8 п. 1 ст. 1, статьи 30-33, позволило четко прописать, какие именно аспекты градостроительной деятельности этими правилами регулируются.

Согласно ГрК, ПЗЗ — документ градостроительного зонирования. Он определяет, как города будут делиться на отдельные зоны. Каждой зоне приписываются определенные правила использования.

Утверждаются эти правила нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По этой причине конкретные правила в каждом городе могут сильно отличаться, в зависимости от особенностей местности, условий и планов стратегического развития населенного пункта.

Местные власти разрабатывают правила в соответствии с особенностями отдельно взятого муниципального образования. Их составляют в соответствии с общими положениями о ПЗЗ, которые содержатся в Градостроительном кодексе.

Итог: ПЗЗ земельного участка — что это?

Резюмируем: ПЗЗ представляют собой нормативно-правовой акт, который разрабатывают органы местного самоуправления. Его цель — регулировать использование земельных участков в населенном пункте, устанавливать зонирование территории, генеральный план территории.

Застройщикам о ПЗЗ нужно знать одно — они регламентируют использование конкретного земельного участка.

Прежде чем приступить к строительству любого объекта, застройщик должен знать — какой вид строительства разрешен на выбранном им участке, можно ли вообще организовывать его застройку, есть ли какие-то существенные ограничения? При выборе участка для застройки в первую очередь необходимо опираться на ПЗЗ.

  • Разрабатывая ПЗЗ, местные власти руководствуются:
  • Градостроительным кодексом;
  • Земельным кодексом;

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Чем полезны ПЗЗ?

  • Позволяют грамотно планировать развитие населенного пункта, чтобы сохранять объекты культурного наследия, обеспечивать охрану окружающей среды.

  • Облегчают деятельность бизнес-структур на территории конкретного города: четко регулируют отношения между бизнесом и властью. защищают интересы населения.

  • Создают поток инвестиций, привлекая застройщиков на конкретные территории.

Что такое правила землепользования и застройки? Их структура

Правила землепользования и застройки — масштабный документ. Обычно он состоит из 3 частей: общей, территориальной и специальной. Дополняют его десятки приложений, например, протоколы публичных слушаний и заключения о их результатах.

  • Общая или теоретическая часть описывает базовые требования по исполнению градостроительных регламентов по нормам Градостроительного кодекса. Она определяет, какие территории и как можно использовать, исходя из законов.
  • Территориальная или графическая часть — карта территориального зонирования с подробными указанием зон.
  • В специальной части описаны регламенты градостроения.

Основная часть ПЗЗ

Это основа документа. В ней прописан весь ключевой регламент строительной деятельности на территории города или населенного пункта. Она определяет порядок применения правил, то есть регулирует подготовку к строительству и выделение конкретного земельного участка под застройку. На подготовительном этапе застройки правила регулируют:

  • как физические и юридические лица могут менять виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • как органы местного самоуправления должны разрабатывать документы по планировке территории;
  • как проводятся общественные обсуждения или публичные слушания по землепользованию и застройке.

Регулирование выделения земли включает:

  • основы градостроительной деятельности
  • принцип работы комиссии по землепользованию;
  • описание подготовительных работ перед застройкой конкретного участка;
  • принципы предоставления земли физическим и юридическим лицам для дальнейшего использования;
  • описание выдачи разрешений на строительство и их основные условия;
  • описания разрешений на ввод капитальных объектов в эксплуатацию.

Графическая часть

Использование графической части должно полностью опираться на все условия, прописанные в части основной. Графическая часть представлена в виде подробной карты. Это графический план землепользования и застройки. Согласно п.4, ст.30 ГрК, на карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон. К каждой зоне прикрепляется один конкретный участок земли.

Территориальная зона определяет тип земельного участка, который к ней относится. В связи с этим, запрещено объединять земельные участки из разных территориальных зон.

Графическая карта содержит:

  • границы конкретного населенного пункта;
  • пределы зон застройки и ведения хозяйственной деятельности, масштабы застройки;
  • пределы санитарных, водных, прибрежных территорий и береговых полос;
  • границы территорий с особыми условиями использования, исторических поселений федерального и регионального значения, объектов культурного наследия.

В графической части можно создавать несколько карт.

Специальная часть

Эта часть содержит градостроительные регламенты. Они определяют правовой режим для каждого земельного участка, который входит в конкретную территориальную зону. Регламент разрабатывается отдельно для каждой территориальной зоны.

Цель регламента — учесть особенности каждого земельного участка, чтобы обеспечить его рациональное использование в дальнейшем. Конкретный регламент будет зависеть от вида территориальной зоны, особых правил в ней, например, об охране культурного наследия, окружающей среды, а также стратегического плана развития.

Регламент определяет:

  • под какую именно цель и под какой вид строительства можно использовать земельный участок;
  • размеры и границы каждого участка;
  • масштаб каждой отдельной планируемой застройки.

Согласно п. 6 ст. 36 ГрК, регламент не применяют:

  • к землям лесного фонда;
  • землям, покрытым поверхностными водами;
  • землям запаса;
  • землям особо охраняемых природных территорий за исключением земель
  • лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • земельным участкам, расположенным в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Как разрабатывают ПЗЗ

ПЗЗ разрабатывают органы местного самоуправления. В готовом виде их чаще всего выкладывают на официальные сайты администрации конкретного населенного пункта.

Название документа содержит отсылку к конкретному территориальному образованию, например: Правила землепользования и застройки муниципального образования город Саратов.

Правила землепользования и застройки разрабатывают в соответствии со ст. 31 ГрК. В ходе разработки обязательно учитывают:

  • генеральный план населенного пункта;
  • конкретную техническую документацию;
  • результаты общественных слушаний.

Именно местная администрация уполномочена инициировать и контролировать разработку ПЗЗ. Глава населенного пункта отвечает за все этапы разработки Правил, следит за порядком ее проведения. Для разработки правил назначают специальную комиссию, состав которой одобряет глава муниципалитета.

Информацию о начале разработки ПЗЗ и созыве комиссии в течение 10 дней нужно опубликовать на сайте администрации или в любых СМИ. Сообщение должно включать информацию о:

  • составе комиссии;
  • каждом этапе разработки Правил;
  • порядке и предварительных сроках разработки проекта ПЗЗ;
  • правилах взаимодействия с общественностью в рамках разработки проекта.

Подготовленный проект ПЗЗ проверяют на соответствие генеральному плану и техническим регламентам. Готовый проект направляют на проверку главе администрации или отправляют на доработку, если есть несоответствия регламентам. В течение 10 дней глава администрации назначает общественные слушания по подготовленному проекту. Длительность публичных обсуждений в среднем составляет 3 месяца.

В процессе обсуждений комиссия может вносить в проект изменения по мере необходимости. После внесения изменений проект вновь направляют на проверку в администрацию. В течение 15 дней принимают решение: утвердить или снова отправить на доработку. Утвержденные ПЗЗ публикуют на сайте муниципального образования или любым другим способом, доступным для связи с населением.

❕ Положения Правил могут затрагивать интересы строительных компаний и организаций по охране окружающей среды. В связи с этим принятие ПЗЗ может затянуться на долгие месяцы: проект будут блокировать на этапе общественных обсуждений.

Можно ли оспорить ПЗЗ

Если разработанные ПЗЗ все же затронули интересы отдельных лиц, их могут оспорить в суде. Обратиться в орган правосудия могут физические лица или организации, чьи интересы пострадали. Право есть у органов государственной и региональной власти, но только в случае, если ПЗЗ противоречат схемам территориального планирования субъекта или всей страны.

Территориальные зоны

Их выделяют с учетом вида использования земли. Они делятся на:

  • зоны жилой застройки;
  • общественно-деловые зоны для школ, учреждений здравоохранения,
  • спортивных сооружений;
  • рекреационные зоны, например, леса, пляжи;
  • производственные зоны, например, коммунальные и частные
  • производственные предприятия;
  • зоны транспортно-инженерной инфраструктуры — дороги,
  • железнодорожные пути, зоны расположения инженерных коммуникаций;
    зоны сельскохозяйственных участков — садовое, дачное, крестьянско-фермерское хозяйство;
  • специальные зоны, такие как кладбище.

Чтобы определить такие зоны, проводят территориальное зонирование.

Выписка из ПЗЗ — что это такое и где взять?

Получить подробную информацию о ПЗЗ в интересующем вас населенном пункте можно разными способами:

  • в градостроительном департаменте местной администрации;
  • МФЦ;
  • через сайт Госуслуги.

Сам документ очень объемный, поэтому из него предоставляют выписку с конкретной информацией, которую запросил человек. Выписку можно запросить в отношении конкретного участка или территориальной зоны.

В заявлении на выписку из ПЗЗ на земельный участок нужно указать все данные об интересующем участке: кадастровый номер, площадь, адрес.

В выписке будет вся информация об участке: технические параметры участка, правила использования и другие сведения.

Как вносят изменения в ПЗЗ

В некоторых случаях в ПЗЗ можно вносить изменения. Эти случаи прописаны в ст. 33 ГрК, к ним относятся:

  • обнаружение расхождений между ПЗЗ и планом территориальной застройки;
  • обжалование Правил;
  • расширение или уменьшение территории поселения.

Потребовать внести изменения могут органы исполнительной власти на всех уровнях, если ПЗЗ мешают сооружать или поддерживать функционирование объектов в их ведении.

Физические лица и организации могут инициировать изменения ПЗЗ, если

  • считают использование земельного участка неэффективным;
  • собственнику причиняется вред в процессе градостроительства;
  • из-за действующих регламентов снижается рыночная стоимость земельных участков;
  • нарушаются права собственников или существенно ограничиваются.

Заявление подают в Комиссию, ответственную за разработку ПЗЗ. Обращение рассматривают в течение 30 дней и вносят изменения или отказывают.

Генеральный план и правила землепользования и застройки

На первый взгляд кажется, что генплан и ПЗЗ — идентичные документы. Это не так. Генеральный план определяет границы поселения, его зонирование и размещение различных объектов в будущем. Эти границы подробно отражаются в текстовой и графической частях документа. Но в генплане нет никаких градостроительных регламентов, он не регулирует градостроительный процесс.

Генеральный план скорее носит описательный характер, в то время как ПЗЗ — регламентирующий. Генеральный план учитывается в ПЗЗ. Он выступает как база для разработки Правил. При этом в Правилах допускаются отклонения от исходных положений Генерального плана.

ПЗЗ — важный документ, по ним организуют весь процесс градостроительства. Правила определяют: что, как, где и когда можно строить в конкретном населенном пункте. Грамотно разработанные ПЗЗ позволяют сохранить в первозданном виде памятники культурного наследия, природный ландшафт местности, внешний облик города.

Источник: https://J.Etagi.com/ps/pzz-chto-takoe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.