Каким нпа

Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе

Каким нпа

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно – правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  1. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b60071.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Каким нпа

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”.

 Напоминаю, что “Правоведение для чайников” – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.

Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.

То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?».

Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое.

Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права:нормативные правовые акты;нормы международного права;обычаи;судебные прецеденты;акты высших судов;договоры нормативного содержания;научные труды (доктрина);религиозные нормы;принципы права.Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения.

Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.
Нормативный правовой актНормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы.

Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г.

N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:
1) Законы

а) Конституция РФб) федеральные конституционные законы (ФКЗ)в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФб) постановления правительства РФв) приказы министерств и ведомствЧем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.

Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много.

Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.
Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).

В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://hitch-hiker.livejournal.com/186929.html

19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации

Каким нпа

Нормативныйправовой акт (НПА) —официальный документ установленнойформы, принятый (изданный) в пределахкомпетенции уполномоченногогосударственного органа (должностноголица), иных социальных структур(муниципальных органов, профсоюзов,акционерных обществ, товариществ ит.д.) или путём референдума ссоблюдением установленной законодательствомпроцедуры, содержащий общеобязательныеправила поведения, рассчитанные нанеопределённый круг лиц и неоднократноеприменение.

Нормативныйправовой акт —это акт правотворчества,который принимается в особом порядкестрого определёнными субъектами исодержит норму права.

Нормативныйправовой акт в Российской Федерации(а также во многих других странах,относящихся к романо-германской правовойсистеме)является основным, доминирующим источникомправа.

Нормативные правовые акты (в отличиеот других источников права) принимаютсятолько уполномоченными государственнымиорганами в пределах их компетенции,имеют определённый вид и облекаются вдокументальную форму (кроме того, онисоставляются по правиламюридическойтехники).

Нормативные правовые акты, действующиев стране, образуют единую систему.

Попорядку принятия и юридической силенормативные правовые акты подразделяютсяна законы и подзаконные акты.

Инойподход к понятию нормативного правовогоакта представляет коммуникативнаятеория права.

Она отходит от традиционного пониманияНПА как акта гетерономного и включаетв число таких актов и автономныенормативно-правовые акты.

Такимобразом НПА —результат правомерных действий субъектов,направленных на достижение определённыхправовых последствий путем текстуальногозакрепления правовой информации вписьменной форме.

Признакинормативных правовых актов:

-нормативный характер

-это правовойакт

-является результатом правотворчества

-общеобязательность

-оформление в виде официального документа

-определённый порядок группировки правовыхнорм.

1.Закон —обладающий высшей юридической силойнормативный акт, принятый в особомпорядке высшим представительным органомгосударственной власти или непосредственнонародом и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения. Особыйпорядок —законотворчество.

Поюридической силеи предназначению законы делятся наконституционные(закрепляют основы общественного игосударственного строя и определяютосновные правовые начала всегодействующего законодательства) иобыкновенные(принимаются на основе конституционныхзаконов и регулируют различные стороныжизни общества). Среди последнихвыделяются кодифицированные и текущие.

Похарактеру действия законыподразделяются на постоянные,временные и чрезвычайные.В Российской Федерации, как в любомфедеративном государстве, действуютфедеральные законы и законы субъектов.Действующие законы образуют системузаконодательства.

Высшая юридическаясила предполагает, что никакой инойправовой акт не должен противоречитьзакону, не может его ни отменить, ниизменить; но закон может отменить илиизменить любой другой правовой акт.

закона образует первичныенормы, которые в отдельных случаяхполучают дальнейшую конкретизацию иразвитие в подзаконных актах.

2.Подзаконныйправовой акт (нормативный)принимается органами государственнойвласти в пределах их компетенции и, какправило, на основании закона. По общемуправилу подзаконные акты должнысоответствовать законам.

К подзаконнымактам России относятся нормативныеакты (то есть указы,содержащие нормы права) ПрезидентаРоссии, нормативные постановления палатФедерального Собрания (принимаемые повопросам их ведения), нормативныепостановления Правительства России,различные нормативные акты (приказы,инструкции, положения и т. п.

)федеральных министерств и ведомств,других федеральных органов исполнительнойвласти, других федеральных государственныхорганов.

Следует выделить такженормативные правовые акты органовместного самоуправления (именно поэтомуподзаконный акт принимается не толькогосударственными органами), издающиесяв соответствии с вышестоящими законамии подзаконными актами и воздействующиена общественные отношения строго натерритории данного муниципальногообразования.

3.Нормативные договоры.Источникомправа в России, а также и в большинствестран мира, является нормативныйдоговор.Самым распространённым видом нормативныхдоговоров и соглашений являютсяколлективные договоры и соглашения,заключаемые сторонами социальногопартнёрства в трудовомправе.

ВРоссии установлена следующая иерархическаясистема нормативных правовых актов:

1.КонституцияРоссии.

2.Международныедоговоры и соглашения России,а также общепризнанные принципы и нормымеждународного права, составляют особуюгруппу, которая является составнойчастью правовой системы России.

3. Законы:Федеральныеконституционные законы,Кодексы и Федеральныезаконы.

4. Подзаконныеправовые акты:

5.УказыПрезидента России,

6.ПостановленияПравительства России.

7.Акты федеральных органов исполнительнойвласти (министерств, федеральных служби агентств).

8.конституции (уставы) субъектов РоссийскойФедерации;

9.законы субъектов Российской Федерации;

10.нормативные правовые акты исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;

11.нормативные правовые акты органовместного самоуправления

12.Локальные нормативно-правовые акты.

Взависимости от содержания: отраслевые(нормы права, объединённые общимичертами), гражданско-правовыеуголовно-правовыеи т. д.комплексные

АКТЫСССР – тож бывают.

Источник: https://studfile.net/preview/5662225/page:15/

Нормативный правовой акт: понятие, виды, отличие от акта применения права

Каким нпа

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Нормативный правовой акт (НПА) – официальный письменный доку­мент, принятый (изданный) в установленном нормативном порядке в пределах собствен­ной компетенции уполномоченным на то го­сударственным органом, органом местного самоуправления или их должностными ли­цами либо населением непосредственно, влекущий установление, изменение, отмену правовых норм, обязательных для неопреде­ленного круга лиц или приостановление их действия, рассчитанных на неоднократное или временное применение, независимо от того, возникли или прекратились соответ­ствующие правовые отношения, обеспечен­ных средствами государственного гаранти­рования.

НПА издаются органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.

Итак, НПА содержит нормы права. К сожалению, российское законодательство не содержит легальных дефиниций понятий «норма» и «нормативный правовой акт». Выход один – принятьфедеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», где определить эти понятия.

Признаки НПА:

1) Волевое содержание. Волевое содержание НПА означает, что он яв­ляется формой выражения чьей-то воли, выражает чьи-то интересы. Это могут быть интересы отдель­ных социальных групп, могут быть интересы общества в целом, но так или иначе эти интересы выражает го­сударство либо уполномоченный им орган или органи­зация.

2) Официальный характер. Официальный характер НПА получают ввиду их связи с государством.

Тот факт, что НПА предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе “государство – общество”.

Эту роль выполняет обязательное обнародование НПА для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц.

3) Системность. НПА входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует всю систему нормативных актов.

4) Всеобщий, универсальный характер. НПА должен содержать не индивидуальные (персонифицированные) указания «кому и что надлежит делать», но общие модели поведения. Он всегда рассчитан на многократное применение адресатами. Нормативность – это важнейший признак нормативных правовых актов.

Это свойство является основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер НПА выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Когда речь идет о заранее неопределенном круге лиц, не важно, на большой или маленькой террито­рии реализуется этот акт. Неопределенность круга лиц означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте, будь это акт федерального уровня, или документ, принятый в ор­ганизации.

Неоднократность применения акта предполагает возможность его реализации заранее неопределен­ное количество раз, когда различные субъекты об­щественных отношений оказываются в однотипных ситуациях.

5) Документарная природа. НПА – это всегда письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Он отличается также использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т. п.).

6) Компетентность. НПА издают уполномоченные субъекты. При этом нельзя выходить за рамки компетенции. Каждый субъект правотворчества наделен строго определенной формой, в которой он вправе облекать принимаемые нормы.

В данном признаке фактически объединены два. Во-первых, должны соблюдаться требования к форме (указ, приказ и др.), во-вторых, – требования .

Последнее предполагает, что каждый орган наделен строго определенным кругом вопросов, которые этот субъект правотворчества управомочен разрешать.

7) Социальный регулятор. НПА предназначен для регулирования общественных отношений. Призна­ком нормативного правового акта можно считать спо­собность регулировать типичные, повторяющиеся об­щественные отношения.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования.

Но не все отношения нуждаются в правовом воздействии и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

Все эти признаки отражают связь права с государст­вом. Этим и определяется на практике правовой ха­рактер нормативных актов.

Так, только государство либо уполномоченные им органы или организации мо­гут осуществлять правотворчество и принимать нор­мативные правовые акты.

Как исходящие от государ­ства и выражающие волю всего либо части общества они являются общезначимыми и в силу этого обяза­тельными для адресатов под угрозой применения го­сударственного принуждения.

Виды НПА: Конституция, законы (Кодексы, федеральный конституционный закон, федеральный закон), указ Президента, постановление Правительства, ведомственные НПА (инструкция, положение, регламент), региональные и муниципальные НПА.

НПА как форма (источник) права значительно от­личаются от актов применения права (индивидуальных правовых актов). Во-первых, они содержат правовые нормы и рассчитанные на многократность применения, в то время как индивидуально-правовые акты содержат индивидуальные предписания.

НПА адресуются широкому кругу субъектов, тогда как индивидуально-правовые акты адресованы строго определенному лицу или ряду лиц. НПА издаются по конкретным вопросам (назначить пенсию, наложить дисциплинарное взыскание, выдача лицензии, профинансировать публичное мероприятие).

НПА регламентируют общественно значимые социальные взаимодействия, тогда как индивидуально-правовые акты рассчитываются на строго определенный вид социальных взаимодействий. Действие индивидуально-правовых актов прекращается с достижением цели, для которой они были изданы.

Тогда как НПА всегда действует независимо от существования конкретных отношений, которые предусмотрены данным нормативным актом. Ведущий компонент, который позволяет отграни­чивать НПА от индивиду­альных (правоприменительных) – нормативность.

Нормативный характер выражается в том, что НПА касается заранее неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. В отличие от индивидуального правового акта, адре­сованного конкретному субъекту, НПА содержит нормы.

Итак, нормативно-правовой акт – официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы.

НПА содержит правила общего характера, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.

Индивидуально-правовой акт, в свою очередь, содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанныйна однократное применение. Многие акты носят смешанный характер, то есть одновременно содержат и нормы, и индивидуальные предписания.

НПА нужно отграничить также от интерпретационных актов, которые дают толкование нормам. В то время как НПА закрепляют, изменяют или прекращают содержание правовых норм, интерпретационные акты разъясняют смысл и содержания действующих норм права

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 2068 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-41557.html

Понятие нормативно-правовых актов. Особенности НПА. Виды НПА

Каким нпа

ТЕМА 1.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ


Цель курса: изучение вопросов юридической экспертизы НПА на государственном и местном уровне; применение экспертизы на практике.

Задачи курса:

1. Подготовка специалистов для работы в органах государственной власти разных уровней;

2. Углубленное изучение вопросов юридической экспертизы;

3. Рассмотрение практики деятельности ОГВ и ОМС на примерах различных российских регионов, судебной практики.

Понятие и виды нормативно-правовых актов Юридическая экспертиза: общая характеристика

(4 часа)

1. Понятие нормативно-правовых актов. Особенности НПА. Виды НПА.

2. Общий порядок принятия НПА. Правотворческие органы.

3. Понятие экспертизы, ее виды. Юридическая экспертиза.

4. Объекты, субъекты, виды юридической экспертизы НПА и их проектов.

5. Федеральный регистр НПА субъектов РФ, федеральный регистр муниципальных НПА.

Нормативный акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы, носящий общественный характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений и применяющийся неоднократно. (Алексеев)

это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (Матузов, Малько).

Нормативный правовой актизданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. (Постановление Верховного Суда от 20.01.2003 г. № 2).

Особенности, признаки НПА:

1. Носит властно-волевой характер (исходит от государства), его общеобязательные свойства производны от властных полномочий органа, его принявшего; создается в результате нормотворческой деятельности органов государства.

Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания.

Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли, и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

2. Принимается с соблюдением определенной процедуры.

Например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе.

Статья 116 Регламента закрепляет положение, что “рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях”. Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

3. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни.

А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

4. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового.

Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства.

Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

5. Содержит правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права.

Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т.д.).

Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т.д.).

Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы.

6. Представляет собой официальный документ.

7. Направлен на регулирование общественных отношений.

8. Нарушение установленных правил поведения влечет юридическую ответственность. Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства.

Источник: https://studopedia.su/10_105746_ponyatie-normativno-pravovih-aktov-osobennosti-npa-vidi-npa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.