Гис гип что это

Гис гмп: реальность не оправдывает ожиданий

Гис гип что это

ИТ в госсекторе

18.01.2016, Пн, 14:22, Мск , Наталья Анищук

Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационныхсистемах и попытках их применения в жизни российского общества. Повышенныйинтерес вызывает одна из них – государственная информационная система огосударственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Одна из причин такоговнимания в том, что система не работает так, как задумано.

Федеральный закон «Оборганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливаетстатус ГИС ГМП: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицамиплатежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей,являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренныхфедеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Что мы ждем от системы

В соответствии с законом органы,предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальныеуслуги, не вправе требовать от заявителя «представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов,предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органовместного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлениипредусмотренных частью 1статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанныедокументы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе»(статья 7 210-ФЗ).

То есть, говоря обычнымязыком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и болеекачественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этихуслуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Как это реализовано у нас? Можносказать на основании опыта внедрения ГИС ГМП в региональном органе государственнойвласти (причем в двух вариантах: и «как иного органа» и как администраторадоходов), что, несмотря на пятилетнюю историю 210-ФЗ и трехлетний возраст самойГИС ГМП, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юридическими лицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

Причины провала

Первая и, наверное, главнаяпричина – слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП.

В федеральных госорганахи тем более в регионах нет четкого понимания, какую конкретно информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и соответствоваласвоей изначальной цели.

Каждый участник трактует цели по-своему, в результатеполучается «каша» из ненужной информации, направляемой в ГИС ГМП.

Когда вниманиеучастников обращают на бесполезность передаваемой ими в ГИС ГМП информации для граждан и юрлиц, то в ответ ссылаются, как правило, на формальную трактовкуположений 210-ФЗ. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснитьвопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников, потому что разговорыидут об одном и том же, что и так не требует пояснений: «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина».

На данный момент нетнормативного документа, который определяет обязательный перечень информации,направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП для решения задачибыстрого и качественного предоставления гражданам и юрлицам государственных и муниципальных услуг. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонятмусор».

Сюда же необходимо отнестиотсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестрагосударственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП(хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили,а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленнойответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации обоплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитныхучреждений не взаимодействует с ГИС ГМП.

Например, один госорган направляетинформацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации обоплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица,к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативныхдокументах (например, в приказе 19Н Федерального Казначейства) нет четкойграницы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитноеучреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате такойгосударственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИСГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец, нет никакойнормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлиныв ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь этольвиная доля государственных и муниципальных услуг.

Вторая причина – это слабоеорганизационно-техническое обеспечение ГИС ГМП. В одном из регионов есть госорган– агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальныхучреждений с ГИС ГМП. Через него постепенно налаживается работа с ГИС ГМП частиучастников – госорганов.

А у кредитных учреждений ситуация иная: каждый сам за себя. И, так как серьезной ответственности за передачу или отсутствие передачиинформации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионев части кредитных учреждений нет.

Последние либо не подключаются к системе,либо передают информацию, которой невозможно воспользоваться, например без привязки к начислениям.

Кстати, в приказе 19Н есть понятие «главныйадминистратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информацииучастников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный«баг» закреплен нормативно.

В предоставляемомфирмами-разработчиками программном обеспечении в виду отсутствия четкихтребований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачиинформации в ГИС ГМП.

Так, например, «иной орган» одного из регионов передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых государственнымиучреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим гос. услугам.

В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор», и никаких квитовок своих начисленийгосучреждения не получат. Вероятно, точно также поступают работающие с ГИС ГМПкредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущиймомент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не можетбыть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственныхи муниципальных услуг.

Как исправить ситуацию?

Для того чтобы сделать ГИСГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создатьобщедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может бытьэлектронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, котораяв дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен бытьвынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всехучастников ГИС ГМП.

На портале необходимо реализовать удобные механизмыбыстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделениянаиболее часто используемых услуг.

За актуализацию реестра должен отвечатьфедеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованиемГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

Содержащуюся в реестреинформацию об услугах можно разделить на два типа: услуги с предварительным начислениемоплаты (услуги с начислением) и услуги с авансовой оплатой (услуги с авансом).

На базе реестрагосударственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП долженбыть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификаторауслуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИСГМП.

При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы,в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМПинформацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом).

Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можноиспользовать существующее поле для УИН.

Необходима организациябазовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платныхгосуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП:госорганы и кредитные учреждения.

Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точкизрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктурФедерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональныхагрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделенияЦБ для кредитных учреждений.

ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контрольподключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услугис начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу(например, начисляет налог на недвижимость).

Для этого он обращается на порталк реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугуи с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретномугражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП.

Кредитное учреждение при обращении гражданинаили юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУнаходит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услугис авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организуетоплату предоставления государственной или муниципальной услуги.

Для этого кредитноеучреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретномугражданину или юрлицу.

Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращениигражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляетинформацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП естьполная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа.Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролюинформации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательностьприсутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальныхуслуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логическийконтроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использованияГИС ГМП.

Анатолий Дамаскин

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://www.cnews.ru/articles/2016-01-18_gis_gmp_realnost_ne_opravdyvaet_ozhidanij

Гис гмп – требуется работа над ошибками. взгляд практика из муниципалитета

Гис гип что это

Создание такой системы, как ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) стоит только приветствовать.

И главное здесь вовсе не то, что госорганы не в праве требовать с заявителя квитанцию об оплате услуг,  а главное на мой взгляд, в повышении прозрачности поступлений в бюджеты всех уровней для всех участников бюджетного процесса.

Федеральное казначейство до внедрения ГИС ГМП имело информацию только о поступлении платежей в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией, но никогда не имело информации о том, что фактически должно поступить.

Теперь же с внедрением ГИС ГМП (если конечно она заработает в полную силу) появится возможность сравнить, что должно поступить в бюджет (начислено) и что фактически поступило (оплачено/зачислено). Это дает совершенно новые возможности для администрирования доходов бюджетов всех уровней и получения совершенно нового уровня аналитической информации для принятия решений в сфере межбюджетных отношений.

Очень правильно, что в ГИС ГМП должны размещать информацию о платежах не только администраторы доходов бюджета, но и бюджетные, автономные и казенные учреждения, оказывающие услуги. Т.к. в любом случае они являются получателями бюджетных средств и при планировании бюджета необходимо обладать достоверной информацией об их собственных доходах.

Очень кратко опишу, как задумана ГИС ГМП. Каждый администратор доходов бюджетов всех уровней, а так же бюджетные, автономные и казенные учреждения должны размещать информацию о начислениях.  Каждое начисление идентифицируется так называемым УИН – уникальным идентификатором начислений.

Кредитные организации («отцы-прародители» ГИС ГМП подразумевают банки) обращаются к ГИС ГМП находят нужное начисление и сведения об оплате размещают в ГИС ГМП. Федеральное казначейство оплаченные начисления «квитирует», т.е. ставит отметку о зачислении в бюджет.

Администраторы доходов по УИН получают «обратную связь» об оплате, зачислении и соответствующим образом обрабатывают в своих информационных системах – учитывают переплаты, недоплаты, начисляют пени, штрафы, передают сведения по неплательщикам судебным приставам и т.д.

Взаимодействие с ГИС ГМП осуществляется через СМЭВ с использованием специально разработанного для этих целей вэб-сервиса. Соответственно для работы нужно выполнить ряд процедур по подключению как к самой ГИС ГМП, так и к СМЭВ.

Мы у себя в муниципалитете опробовали на одном учреждении работу с ГИС ГМП. Все работоспособно, но использовать в полноценном режиме пока не представляется возможным по ряду причин, главной из которых является отсутствие «устойчивой обратной связи от кредитных организаций». В нашем случае в частности это Сбербанк РФ и Почта России, через которые проходит более 90% платежей.

На мой субъективный взгляд при создании ГИС ГМП допущен ряд методологических просчетов, которые надо исправить для полноценного ее функционирования.

Несколько просчетов связано с кредитными организациями. На уровне муниципалитета существует порядка 150-170 видов (типов) начислений, которые надо размещать в ГИС ГМП. Есть экзотические, которые могут теоретически появиться раз в пять лет, а то и реже, есть такие, которые периодически появляются раз в квартал.

Наиболее критическими для муниципалитета являются ежемесячные платежи, такие как – плата за содержание в детском дошкольном учреждении, арендная плата за аренду муниципальной собственности, в первую очередь муниципальных помещений, как жилых по договорам соцнайма, так и не жилых, арендуемых в основном предпринимателями.

По этим платежам начисляются пени, штрафы и поэтому информация об оплате должна поступать оперативно, в идеале сразу по факту оплаты.

Как я уже упоминал выше основные кредитные организации, принимающие платежи в муниципалитете – это Сбербанк РФ и Почта РФ. Обе «конторы» «полугосударевы», но ни та, ни другая на сегодня не работают полноценно с ГИС ГМП. По Почте РФ я не располагаю информацией о состоянии дел. По Сбербанку РФ ситуация выглядит следующим образом.

  Сбербанк РФ с его огромной и масштабной инфраструктурой, где проходит несколько сотен, а то и тысяч платежей в секунду не может организовать взаимодействие в ГИС ГМП он-лайн. Дело тут скорее всего в неудовлетворительной для этих целей пропускной способности СМЭВ и ГИС ГМП.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что это «полугосударева контора» и обладает некоторой долей инертности и снобизма, который ее в данном случае подвел. В любом случае на сегодня они пытаются что-то сделать.

Чтобы переломить ситуацию, в частности они работают по внедрению оффлайн взаимодействия, в основном по налогам и штрафам ГИБДД, от чего нам на муниципальном уровне не легче при решении наших задач. Работают «криво» – на сегодня упомянутый ранее УИН они размещают в поле назначение платежа, т.е. в комментарии к платежке.

Что в принципе рушит всю стройную структуру ГИС ГМП и всем, кроме Сбербанка создает дополнительные трудности. Но видимо подвижки в этом направлении будут, т.к. федеральное казначейство под них даже разработало спец. формат в ГИС ГМП, который появился в июне.

Вторая проблема с кредитными организациями. Их много больше, чем предполагает федеральное казначейство. Например, у нас на муниципальном уровне существует расчетно-кассовый центр (РКЦ) ЖКХ. Которые осуществляет и начисления за соцнайм. Понятно, что он их обязан размещать в ГИС ГМП.

Но этот же РКЦ ведет и сбор средств, как через свои кассы и терминалы, так и по договорам с предприятиями и организациями при вычете квартплаты из зарплаты. Т.е. по факту РКЦ ЖКХ является одновременно и «администратором» доходов и кредитной организацией.

Как в прочем и каждое учреждение, перечисляющее квартплату за работника тоже является кредитной организацией. Т.е. круг кредитных организаций много шире.

По факту имеем – ГИС ГМП намного масштабнее, чем даже тот же СБОЛ (Сбербанк-он-лайн) и является платежной системой в масштабах страны. Соответственно к такой системе должны предъявляться и соответствующие требования по каналам связи, мощности вычислительных ресурсов и применяемому ПО.

Кроме того ГИС ГМП является системой реального времени. Одна из проблем, вставшая в полный рост, взаимодействие с ГИС ГМП при оплате госпошлины в ЗАГСах.

Если ранее заявитель приходил с квитком об оплате госпошлины и писал заявление, то теперь все должно выглядеть примерно так – подал заявление, работник ЗАГС внес информацию в ГИС ГМП, вышел в фойе (до ближайшего банкомата) и оплатил. Вернулся, а информация уже у работника ЗАГС. На мой взгляд, абсолютно нереально.

Альтернатива – выдавать документы ЗАГС без получения информации об оплате госпошлины. Что чревато неплатежами и лишней нагрузкой на службу судебных приставов.

Из всего сказанного выше считаю, что использование СМЭВ в качестве транспорта при взаимодействии с ГИС ГМП, не оправдано из-за огромных объемов информации, которая не соответствует целям, для которых создавалась СМЭВ. Но не использовать каналы связи, используемые СМЭВ, было бы преступно, т.к. альтернативой является создание такой же параллельной защищенной сети с затратами на ее создание и сопровождение.

Еще один «методологический» просчет. Понятно что «отцы прародители» ГИС ГМП хотели максимально уйти от проблем с персональными данными и в начислении они по умолчанию человека идентифицируют по СНИЛС плюс еще по 12-15 альтернативным документам.

Ну и как же работать той же кредитной организации, когда я прихожу и говорю я Иванов, ну-ка посмотрите, что я там должен государству/муниципалитету? А мне в ответ – будьте так любезны скажите ваш СНИЛС? Я его помнить и носить с собой не обязан. Ну не проблема, можно при правильном подходе  и через СМЭВ запросить, хотя тоже с трудом – однофамильцев много.

А если мне в одном месте начисление сделали по СНИЛС, штраф ГИБДД выписали по водительскому удостоверению, что-то еще там еще по 12-15 документам? Да ни в жизнь никакая кредитная организация не соберет все мои начисления, болтающиеся в ГИС ГМП, оформленные на разные документы. И я просто могу не знать по какому документу мне «должок» подвесили в ГИС ГМП.

В результате я окажусь злостным неплательщиком и мною озадачатся судебные приставы, у которых и так работы выше крыши, да еще и меня не выпустят в заграницу. Так что это тоже не есть хорошо. А если я захочу заплатить за маму (бабушку), находящуюся в больнице? Но здесь мы возвращаемся опять к проблеме идентификации.

На мой взгляд СНИЛС, выбранный на ПГУ в качестве идентификатора – не совсем правильное решение, но это чисто мое мнение. Но однажды не правильно выбранное решение будет все время стоять «костью в горле».

Еще несколько слов о подключении к ГИС ГМП администраторов на муниципальном уровне. Предусмотрено несколько вариантов подключения администраторов начислений к ГИС ГМП, в т.ч. и через так называемых агрегаторов.

Но агрегатором может быть только орган местного самоуправления, когда по факту на местах организацией бюджетного процесса занимаются финорганы – финансовые управления, финансовые департаменты и т.д., а они в соответствии с бюджетным кодексом не могут быть органом местного самоуправления.

В результате финансисты на местах будут обладать меньшей информацией о фактическом состоянии дел в сфере доходов, чем обладает федеральное казначейство, особенно в тех случаях «когда каждый сам за себя», т.е каждое учреждение и администратор доходов самостоятельно взаимодействуют с ГИС ГМП.

На мой взгляд есть два пути, чтобы это исправить – заставить всех (на уровне муниципалитета) взаимодействовать с ГИС ГМП только через финорган.

И второй менее предпочтительный (из-за увеличения трафика) дать возможность финорганам получать из ГИС ГМП всю информацию о начислениях и поступлениях от всех учреждений и администраторов местного бюджета, находящихся на их территории. Есть и другое решение проблемы, сделать промежуточное звено при взаимодействии с ГИС ГМП – одно на муниципалитет в не зависимости от выбранной схемы подключения к ГИС ГМП. И все взаимодействие осуществлять только через него. Есть полное понимание как это можно и нужно сделать.

Это на мой субъективный взгляд основные проблемы, без решения которых, хоть и «красиво задумано, но не полетит» ГИС ГМП. А так система вполне работоспособна – трогали, знаем.

Но использовать не будем, будем работать «по старинке».

Лучше старые проверенные временем системы учета, чем новые перестроенные по понятной логике, но по ряду причин абсолютно не зависящих от нас и указанных выше не работоспособные.

Есть еще разные мелочи, типа формирования УИН для бюджетных, автономных/казенных учреждений, но это все поправимо «по ходу пьесы», конечно если немного заглядывать веред и озадачиться возможностью получения всякой разной аналитики на дальнейших этапах.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Источник: https://d-russia.ru/gis-gmp-trebuetsya-rabota-nad-oshibkami-vzglyad-praktika-iz-municipaliteta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.