Дееспособность в физической культуре

Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации

Дееспособность в физической культуре

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт искусств

Кафедра Дизайн костюма

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

на тему: Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации.

                                                               Выполнил: К.С. Елгина

                                                              Проверил: Е.Б. Ольховская

Екатеринбург 2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Возникновение физической культуры и спорта…………………………………6

Основы регулирования физической культуры и спорта в РФ…………..……12

Заключение…………………………………………………………………….…20

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Физическая культура и спорт в последнее время стала одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу многих социальных и научно-технологических преобразований в обществе.

Место физической культуры и спорта в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии физическое здоровье, знания людей, их физическая дееспособность, умения и навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Физкультура – это часть культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, формирует здоровый образ жизни, сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы.

Физическая культура вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни, и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для гармоничного развития физических, психических и нравственных качеств человека.

В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности.

Основные средства физкультуры – игры и различные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Начиная с утренней зарядки, легких тренировок и заканчивая соревнованиями, установлением личных и всеобщих рекордов. Для достижения результата используются только естественные силы природы (солнце, вода, воздух), режим питания, гигиена, отдых.

Показатели физической культуры в обществе:

– уровень физического развития и здоровья нации;

– степень использования физической культуры в сферах воспитания, образования, быту и на производстве.

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «СПОРТ» (sport), происходит от англ. Disport – игра, развлечение.

В России физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура».

После распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается.

Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы.

Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Другие считают, что физическая культура – это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура – это цель, а спорт – средство ее достижения (игры, соревнования).

История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества.

Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорте, история рассматривает их как часть всей человеческой культуры.

На основе объективно действующих закономерностей развития человеческого общества прослеживается эволюция физической культуры с древнейших времен до наших дней.

Научно-теоретической основой исторической науки о физической культуре и спорте является диалектический и исторический материализм.

Применение диалектического материализма позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи обусловленности с другими сторонами жизни общества.

Показывая физическую культуру и спорт в непрерывном движении, изменении, история рассматривает их развитие как результат борьбы новых идей со старыми.

Диалектические закономерности дают нам возможность составить научное представление о поступательном развитии физической культуры на протяжении всей истории общества.

На основе законов исторического материализма развитие физической культуры и спорта рассматривается в зависимости от конкретной общественно-экономической формации, географической среды, национальных особенностей. Исторический материализм позволяет вскрыть классовую природу физической культуры, понять, что ее подлинными творцами и созидателями являются народные массы, а не отдельные личности.

История физической культуры и спорта – увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромно количество интереснейших материалов, наглядно показывающих развитие физической культуры.

Основы физической культуры были заложены в древнегреческой гимнастике, которая объединила – военное обучение, обряды и танцы в систему физического воспитания. На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, обряды и танцы, например «Боевой пляс вприсядку». В современной России традиции забыты, даже плясать по-руски далеко не каждый сможет – здоровья не хватит.

Возникновение физической культуры и спорта.

Спорт.

То, что мы называем “современным спортом”, приобрело знакомые нам формы на рубеже XIX-XX веков. Его появление связано с развитием городской культуры.

Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

С первых шагов развития современного спорта в нем возникают и разделяются так называемый “спорт джентльменов”, из которого вырос любительский спорт, и спорт профессиональный, представленный изначально в цирке и на ярмарках.

Названий профессиональному спорту много: это и большой спорт, и спорт высших достижений, международный, олимпийский, элитный, но суть и поставленная проблема его одна – рекорд и победа одной ценой. Такой спорт стал политикой давнехонько, точнее, с 1936 года, особенно в послевоенные годы, да и в данный момент. В “большой” т.е.

элитный спорт вовлечены тысячи людей: спортсменов, тренеров, организаторов, людей обеспечивающих содержание, питание, проживание, транспортировку, экипировку, охрану спортсменов и т.д. На спорт расходуют и на спорте зарабатывают сотни миллионов долларов. Во главе спортивных программ стоят высшие должностные лица государств.

Массовый спорт: школьный, студенческий, рабочий, армейский отодвинут на второй план.

Теоретики спорта стали называть его: базовым, резервным, народным, спортом для всех, а у организационных работников в РФ он получил презрительную кличку “массовка” Цель массового спорта – укрепление здоровья народа, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, укрепление семьи, как важнейшей ячейки общества и ещё решение многих социальных задач. Что мотивирует людей заниматься спортом? С подобными вопросами спортивной психологии приходится сталкиваться не только профессиональным тренерам. Исследования в этой области позволяют сделать вывод о том, что большинство людей занимаются спортом, чтобы получить удовольствие, развить свои способности, стать физически подготовленными и для того, чтобы посоревноваться. Учитывая, что большинство мотивов, побуждающих заниматься спортом, внутренние по своей сущности, надобно обеспечение ситуационных условий тренировки, отвечающих основным нашим потребностям.

Занятие спортом, подвижные игры, двигательные методики служат своеобразной разрядкой, выходом накопившейся энергии, снятием усталости, выплеском негативных эмоций. Никакие самые увлекательные студии не заменят радости движения, ощущения силы, сноровки, координации, пластики.

В спортивной игре человек показывает пределы своих физических возможностей, что он существенно реже проявляет в учебной и трудовой деятельности.

Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств занятия спортом развивают и такие психологические качества личности, как свобода, выдержка, организованность, способствуют становлению самооценки, устойчивой Я-концепции человека, повышают уверенность в себе.

Спортивная мотивация, или почему люди занимаются спортом:

Получение удовольствия

Поддержание формы

Повышение мастерства

Возможность посоревноваться

Овладение новыми умениями и навыками

Желание ощутить себя частью команды

Выполнение того, в чём силён

Желание выступать на более высоком уровне

В спортивной психологии существует такое понятие, как экстатическая игра (от греч. “восхищение”).

Данный тип игр, в равной степени увлечение и взрослых и детей, отражает потребность человека выложить свой экстаз, воодушевление перемещением в иную плоскость, своеобразным слиянием со средой.

Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, их модно в данный момент называть – экстремальные, как купание на волнах прибоя, скоростной спуск с горы, скачки на лошадях, полеты на дельтапланах, прыжки с парашютом, с вышки в воду и т.п.

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в РФ развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад.

Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены полностью достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

Физическая культура.

Проблема развития содержания физической культуры тесно связана с вопросом ее возникновения и распространения. Значительная часть спортивных историографов рассматривают содержание и институты физической культуры той или иной эпохи как нечто данное.

Другие же занимаются поисками того единственного места на земле, откуда все пошло. Действительно, элементы физических упражнений – и это хорошо заметно в отношении подвижных игр и различных видов спортивной борьбы – кочуют точно так же, как мотивы народных сказок.

Они переходят из одной местности в другую и, обогатившись местным опытом, превращаются в новые элементы стиля, формы игр.

Ни одна физическая культура не возникает из ничего или путем простого заимствования. Новые системы всегда создаются как наследие прошлого. Заимствованные элементы приспосабливаются к существующим жизнеспособным формам.

В процессе развития они освобождаются от своей прежней социальной роли, а затем, приспособившись к изменившимся потребностям, становятся органической частью складывающегося нового главного содержания. Изменение общественной формы физической культуры лишь в самых редких случаях происходит скачкообразно и бесконфликтно.

Поскольку отдельный человек овладевает физическими упражнениями и играми только как член более или менее замкнутого коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могут сохраняться и традиционные обычаи.

В то же время заслуживает внимания то обстоятельство, что в области физической культуры – так же, как и в искусстве, – иногда могут возникать поразительно сходные элементы и в полностью изолированных друг от друга районах, если они становятся необходимыми ввиду аналогичных общественно-экономических условий. В подобных случаях спортивно-игровая фантазия данных народов создает в зависимости от географических условий соответствующие достигнутому уровню общественного развития формы физической культуры, служащие целям боевой подготовки, здравоохранения, воспитания и развлечения.

В распространении отдельных видов физической культуры, формировании ее местных особенностей исключительно устойчивую роль играют традиции.

В Канаде на основе имеющей многовековую традицию индейской игры “рекет” национальной игрой стал “лакросс”.

Индия и Пакистан, располагающие тысячелетней традицией игры в мяч с палкой, увековечили ее в хоккее на траве, а футбол латиноамериканских народов отражает черты стиля древнего искусства игры в мяч.

Формальная сторона развития физической культуры весьма изменчива. Время от времени господствующее положение начинают занимать одни системы движений, виды физической подготовки, состязания, виды спорта, типы занятий по физическому воспитанию, системы тренировок, другие же оттесняются на задний план.

Однако опыт, полученный от них, продолжает жить, развиваться и подчас проявляется в совершенно иных областях. Мало кто знает, что такие понятия, как тренинг, старт, митинг, матч, гандикап, фит, дресс, допинг, классис, кентер и кондиция, заимствованы из конного спорта.

Другие формы и элементы (олимпийские игры, обязательное физическое воспитание) были забыты на сотни лет, чтобы затем вновь возродиться на более высоком уровне, при изменившихся условиях. В принципе физическими упражнениями, спортом могут стать самые различные виды человеческой деятельности.

История физической культуры наших дней как раз свидетельствует о том, что будущее может создать такие “виды спорта”, о которых мы сейчас, и не подозреваем. Однако многообразие экспериментов, форм и методов не исключает осуществление закономерностей развития физической культуры.

Формы движения, утрачивающие содержательную ценность или мотивирующую роль, закономерно отмирают со временем

Источник: https://student.zoomru.ru/fizra/pravovye-osnovy-fizicheskoj-kultury-i/291383.3445249.s1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.