Дайте понятие нормативного правового акта

Понятие и виды нормативных правовых актов

Дайте понятие нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов – направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы – принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) – объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.

15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь – вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы:

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени – когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц: распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Источник: https://studopedia.ru/9_55482_ponyatie-i-vidi-normativnih-pravovih-aktov.html

1.Понятие нормативного правового акта: . Нормативно-правовой акт – это правотворческий государственный

Дайте понятие нормативного правового акта

. Нормативно-правовой акт – это правотворческий государственный документ, содержание которого составляют нормы права.

Значение нормативного правового акта. Значение нормативных правовых актов в правовой сфере проявляется в том, что они:

– являются нормативной основой механизма правового регулиро­вания;

-служат формой реального существования юридических норм (одним из ведущих источников права);

-обеспечивают полное и точное выражение содержащейся в них государственной воли;

-служат важнейшим средством и источником правовой пропаганды и воспитания.

Нормативный правовой акт – разновидность правовых (юридических) актов. Под правовым актом понимается внешнее выражение воли (волевые действия) государства, отдельных лиц, направленных на достижение определенного юридического эффекта. К правовым актам относятся нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты (например, акты правосудия) и акты интерпретационные (акты толкования).

Общие черты правовых актов. Указанные виды правовых актов характеризуются волевым содержанием, внешним выражением воли, правовой направленностью волевого действия.

Признаки нормативного правового акта:

-это официальный акт-документ. Он издается официальными лицами, органами, уполномоченными на его принятие, имеет официальное название (закон, указ, постановление), на него ссылаются при решении юридических дел;

-акт-документ, содержащий юридические нормы. Он устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, т.е. является актом правотворчества. В нем излагается содержание установленных норм; он является «хранителем», носителем юридических норм;

-акт-документ, которым закрепляется воля государства. Акт придает воли государства властный характер;

-акт-документ, обладающий юридической силой. Он охраняется и обеспечивается государством, властно порождает правовые последствия, занимает определенное место в системе законодательства;

-акт-документ, который имеет письменную форму. Он имеет определенные реквизиты, структуру.

Возможно выделение и других признаков нормативного пра­вового акта. В частности, то, что нормативный акт: имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей; имеет определенный предмет регулирования; действует в течение определенного строка; входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место.

Нормативные правовые акты:

-дифференцированы, поскольку государственный аппарат имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями;

-находятся в иерархическом порядке. Система нормативных правовых актов строится на основе разновеликой юридической силы при ведущей роли конституции государства;

-конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.

Нормативно – правовой акт имеет как внешнюю, так и внутреннюю форму.

Внешней формой являются реквизиты. Это такие внешние обозначения, “знаки”, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный правовой акт имеет юридическую силу и вводится в действие.

В число реквизитов нормативно-правового акта входят: вид акта; наименование органа, принявшего его; заголовок; дата принятия акта; номер акта; сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка.

Часть названных реквизитов образует понятие титула нормативно-правового акта. Титул нормативного правового акта – это совокупность следующих реквизитов: его название (по виду содержания), дата, орган и место принятия.

Внутреннюю форму нормативного правового акта составляет его структура. В числе структурных основных единиц нормативного правового акта выделяют: преамбулы, пункты и статьи, главы, разделы, части, примечания, приложения.

Преамбула нормативного правового акта представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу, преамбула не может содержать норм права. Это бесстатейное общее введение, в котором порой формулируются исходные философские, мировоззренческие положения.

Например, преамбула Конституции РФ: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”.

Статья – это исходная, первичная часть текста нормативно-правового акта. Она представляет собой форму выражения (изложения) нормы права, содержит (в различной степени) ее элементы.

Статьи в обширных нормативно-правовых актах (в тексте законов) объединяются в главы и разделы. Как правило, из статей складываются главы, а они, в свою очередь объединяются в разделы. Например, гл. 4.

“Президент Российской Федерации” в Конституции РФ 1993 г. состоит из 13 статей (80–93). Конституция РФ состоит из двух разделов. Первый включает 9 глав и 136 статей.

Второй раздел – “Заключительные и переходные положения” – глав не имеет, состоит из 9 пунктов.

Наиболее крупные подразделения законов – части. Так, содержание уголовного кодекса подразделяется на две части – Общую и Особенную.

Примечание нормативного правового акта – это разъяснение текста соответствующей статьи либо изложение положений, не связанных с темой нормативно-правового акта.

В приложении обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта.

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/1ponyatie-normativnogo-pravovogo-47139.html

Нормативный правовой акт

Дайте понятие нормативного правового акта

Акт нормативный правовой

письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органов в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Источник:

Нормативно-правовой акт

(современ.) — это изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Нормативно-правовой акт

властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений, являются основным источником права.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Нормативный правовой акт

изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные законом.

Источник: Большой юридический словарь

Нормативный правовой акт

от англ. standard / normative act) – официальный властный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном процедурно-процессуальном порядке и содержащий нормы права. Н.п.а.

находятся в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит их юридическая сила.

Различаются Конституция (Основной закон) и иные законы, принимаемые представительными законодательными органами, а также подзаконные Н.п.а.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Нормативный правовой акт

изданный в установленном порядке акт уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

результат правотворческой деятельности соответствующих государственных или негосударственных органов, который представляет собой текст, содержащий правовые и иные нормы, в т. ч. нормы профессиональной морали. Н.-п. а.

принимается и публикуется в порядке, установленном законодательством, имеет особую структуру. Публикация Н.-п. а. влечет за собой юридические последствия. Ведомственные Н.-п. а.

МВД России, Министерства юстиции содержат ряд норм профессиональной морали, обязательных для исполнения сотрудниками правоохранительных органов.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Нормативно-правовой акт

это изданный в установленном порядке компетентным органом акт правотворчества, устанавливающий, отменяющий или изменяющий правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Отличительными чертами нормативно-правового акта являются: содержание общих правил поведения; письменная форма выражения; – особый порядок издания. Важнейшей разновидностью нормативно-правового акта считается закон.

Под законом понимается нормативно-правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой, принятый представительным законодательным органом государственной власти в установленном порядке и направленный на регулирование социально значимых, устойчивых общественных отношений в пределах всей территории страны.

Наряду с законами существует громадный массив подзаконных нормативных актов (указы, постановления, декреты, приказы, директивы и т. д.), значительно преобладающий над законами. По своей природе они производны от законов и призваны обеспечить их реализацию.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Нормативный правовой акт

письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н. п. а.

издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др.

Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти Н. п. а.

издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание Н. п. а. в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н. п. а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Источник: Большой юридический словарь

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Источник: https://determiner.ru/termin/normativnyi-pravovoi-akt.html

Нормативно-правовой акт: понятие и принципы

Дайте понятие нормативного правового акта

Что такое нормативно-правовой акт, особенности, принципы и виды

Ирина Нестерова ✔ 15.12.2017

Нестерова И.А. Нормативно-правовой акт: понятие и принципы // Энциклопедия Нестеровых

В системе права огромное значение имеет нормативно-правовой акт, его понятие и принципы. Проблемы и перспективы нормативно-правового акта, как института актуален среди правоведов и юристов.

Нормативно-правовые акты представляют собой форму права, которая уже давно изучена, но продолжает привлекать внимание юристов и правоведов. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки, свойства, в том числе и иерархичность.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права [1].

Нормативно-правовые акты – источники права в Российской Федерации. Они играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права.

Особенности нормативно-правовых актов

Особенности нормативно-правовых актов содержат в себе характеристики нормативно-правового акта и звучат следующим образом:

  • Нормативно-правовые акты всегда имеют адресата;
  • Нормативно-правовые акты могут существовать только в гармонии с другими законами и соответствовать Конституции;
  • Нормативно-правовые акты издаются только уполномоченными органами власти

Совокупность особенностей и характеристик нормативно-правовых актов позволяет четко обозначить их задачи.

задача нормативно-правового акта – хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов.

Виды нормативно-правовых актов

В правовой науке любой термин имеет широкий спектр трактовок, позволяющих идентифицировать его как уникальный и значимый. Нормативно-правовой акт не исключение.

Нормативные акты классифицируются по следующим критериям:

  • по видам;
  • по способу оформления и придания юридической силы:
  1. первичные акты, приобретающие юридическую силу, вводимые в действие;
  2. утверждаемые акты;
  1. акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке;
  2. акты, принимаемые на основе единоначалия.

Нормативно-правовые акты наделены юридической силой, которая показывает место нормативно-правового акта в системе законодательства [2].

Система нормативно-правовых актов РФ

По юридической силе акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Понятие закона поможет понять, почему именно он имеет первостепенную важность в иерархии нормативно-правовых актов.

Закон – это нормативные акты, принятые в особом порядке органом законодательной власти, обладающие высшей юридической силой и регулирующие общественные отношения [3]

В зависимости от значимости законы бывают базовыми и обыкновенными. К базовым относят все конституционные законы и Конституцию РФ.

Базовые законы получили свое название, так как они закрепляют основные начала государственного и общественного строя, составляют нормативную базу законодательства в государстве.

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, к которым относят:

  • права и свободы человека и гражданина;
  • форму государственного устройства, систему органов государственной власти;
  • направления законодательного регулирования;
  • порядок нормотворческой деятельности.

В Российской Федерации действуют также федерально-конституционные законы. Необходимость их издания предусмотрена Конституцией РФ. Они относятся к группе конституционных законов и имеют более сложную процедуру принятия, чем просто федеральные законы. В России на принятый конституционный закон вето Президента наложить нельзя.

Федеральные законы – это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения и издаются в виде кодексов, уставов и текущих законов [4].

Кодексы – нормативные акты, которые содержат общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

Текущие законы – это нормативные акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики, культуры.

Текущими законами в Российской Федерации являются федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, одобренные Советом Федерации, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, законы субъектов Федерации – нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются на территорию субъекта.

На основе закона принимаются подзаконные акты. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов государственной власти.

Классификация подзаконных нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт – это акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм. В то время как нормативные акты содержат в себе нормы права, правовые предписания, юридические нормы функционируют только в форме нормативных правовых актов.

Нормативно-правовые акты выступают в виде официального государственного документа составленного в определенной письменной форме.Они имеют обязательные атрибуты:

  • название акта,
  • наименование органа, принявшего акт,
  • дата принятия и вступления в силу.

Форма нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм.

https://www.youtube.com/watch?v=Ag_ODieNelw

У неопубликованных нормативных актов нет юридической силы. Они не могут применяться. Нормативные акты обладают только письменной формой акта-документа, в которой формально закрепляется содержание норм права.

В нормативных правовых актах находит выражение формальная определенность. Государственная воля воплощается в нормативных правовых актах при помощи специальных средств их оформления. Алексеев С.Т. указывает на то, что именно по этой причине “…

воля государства не только должна быть изложена в языковой и логической форме и найти соответствующее словесно-документальное построение, но, и обязана получить специфически правовое выражение.

Это особое правовое выражение и образует специальное юридическое содержание нормативного акта как формы права” [5].

Подходы к признакам нормативно-правовых актов

Признаки нормативно-правовых актов рассматриваются специалистами в разных ракурсах. В этой связи была составлена сводная таблица, позволяющая систематизировать ключевые подходы к трактовке признаков нормативно-правовых актов в российском праве.

Признаки нормативно-правового акта по мнению различных авторов

АвторПризнаки нормативно-правового акта
1Тихомиров Ю.А.[6]
  • Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенных Конституцией и законами порядке и форме, направленный на установление, изменение, дополнение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
  • Нормативный правовой акт принимается органом государственной власти, наделенным правом принятия нормативных правовых актов в пределах его компетенции.
  • Нормативный правовой акт может быть принят совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из них как акт этих органов по согласованию с другими.
2Радько Т.Н. [7]
  • Нормативно-правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления.
  • В нормативно-правовом акте формулируются и соответственно содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.
  • Нормативно-правовой акт имеет официально-документальную форму и особую структуру.
  • Нормативный правовой акт имеет особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу.
3Сырых В.М. [8]
  • Нормативно-правовой акт содержит нормы права, но это не любая совокупность действующих норм права, он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права, в нормативном правовой акте должна содержаться как минимум одна оригинальная норма.
  • Номативно-правовой акт – это названный акт, содержащий оригинальные нормы права, но принятый некомпетентным органом государственной власти, не включается в систему нормативных правовых актов.
4Кулапов В.Л. [9]Нормативно правовой акт это:

  • Властно-волевой акт, исходящий от государства или признанный им.
  • Акт правотворчества
  • Официальный акт- документ
  • Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативного правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур.
  • Достижение целей нормативного правовой акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

В правовых актах, указывают исследователи, выражается общая или индивидуальная воля. И, так как она выражается по уполномочию государства в пределах, порядке и форме, установленных государствам, она становится государственной волей. Отсюда результаты соответствующих волеизъявлений охраняются и защищаются государство.

Требования к нормативно-правовому акту

Нормативно-правовые акты регулируют все сферы деятельности человека в гражданском обществе. К ним предъявляются серьезные требования, которые позволяют контролировать качество и потенциал нормативно-правового акта. Требования к нормативно-правовому акту нашли отражение на рисунке ниже.

Требования к нормативно-правовому акту

Важно понимать, что нормативно-правовой акт – акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права – М.: Финансовый контроль, 2014
  2. Колюшкина Л. Ю., Лавриненко Н. И., Смоленский М. Б.. Теория государства и права. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр “МарТ”, 2004
  3. Батычко В.Т. Теория государства и права в вопросах и ответах – Таганрог: ТРТУ, 2005.
  4. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности // Проблемы современной науки и образования № 17. С. – 57-59
  5. Алексеев С.Т. Общая теория права. Том II – М.: Норма, 2012
  6. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: Юрайт, 2011
  7. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Проспект, 2012
  8. Сырых В.М. Теория государства и права – М.: Эксмо, 2008
  9. Кулапов В.Л. Теория государства и права – М.: Кнорус, 2015

Источник: http://odiplom.ru/lab/normativno-pravovoi-akt-ponyatie-i-principy.html

Понятие нормативного правового акта и практика Верховного Суда РФ (Д.Н. Бахрах,

Дайте понятие нормативного правового акта

Понятие нормативного правового акта и практика Верховного Суда РФ

Решая вопросы о действии законов, иных нормативных актов, содержащихся в них норм права, необходимо четко определить, что такое нормативно-правовой акт.

К сожалению, единого, общепризнанного понятия этих правовых явлений нет ни в законодательстве, ни в юридической науке. Это способствует принятию судами решений, которые трудно признать правильными, появлению выводов, которые можно оспорить.

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 1997 г. говорится:

“Как следует из материалов дела, предметом спора является решение органа местного самоуправления о запрете торговли непродовольственными товарами с рук и лотков на Воткинском рынке Удмуртпотребсоюза в связи с открытием Центрального городского рынка.

Отменяя решение и постановление апелляционной инстанции и прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции исходил из того, что оспариваемые акты закону не противоречат, носят нормативный характер, поэтому спор не подведомствен арбитражному суду.

Между тем кассационной инстанцией не учтено, что оспариваемые акты касаются организации торговли непродовольственными товарами на конкретном рынке и, следовательно, данные акты не являются нормативными”*(1).

Представляется, что акт, который рассчитан на неопределенное число лиц, на неопределенное число случаев, не может быть признан индивидуальным, правоприменительным.

Этот пробел в теории попытался устранить Пленум Верховного Суда РФ. В его постановлении от 25 мая 2000 г.

дано такое определение: “Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом”*(2).

Пленум Верховного Суда РФ назвал такие признаки нормативного акта:

1) принят в установленном порядке управомоченными субъектами публичной власти;

2) устанавливает правила поведения;

3) обязателен для неопределенного круга лиц;

4) рассчитан на неоднократное применение;

5) действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

3, 4 и 5 признаки нормативного акта (нормы права), названные в постановлении Пленума Верховного Суда, представляются бесспорными.

Вызывает возражение формулировка такого признака: “устанавливает правило поведения”. Представляется, что правовой акт следует признавать нормативным, если он устанавливает новую норму права, а также, если он изменяет или прекращает действие старой нормы прямо или косвенно.

Официально акты, изменяющие или отменяющие старые нормы, признаются нормативными и публикуются в официальных изданиях – “Собрании законодательства РФ”, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В статье 7 утвержденных в 1997 г.

постановлением Правительства РФ “Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти…

” говорится: “Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта”*(3).

В науке преобладает определение нормативного акта как акта, содержащего нормы (норму) права. С.Л. Зивс утверждал, что “источник права есть форма выражения именно правовой нормы, и только нормы”. В связи с этим им предлагался следующий вариант термина “источник права” – “источник норм права”, что подчеркивало внешнюю форму выражения правовой нормы*(4).

На этот пробел в науке – неразработанность понятия “источник права” – обратил внимание проф. А.В. Мицкевич, отметив, что подобное определение не может правильно раскрыть природу некоторых актов, не содержащих в себе как таковых норм права.

А.В.

Мицкевич убедительно показал, что “определение нормативного акта как акта, содержащего нормы права, или как “формы выражения правовых норм” не отвечает на основной вопрос: служит ли правовой акт государственного органа источником (в юридическом смысле) содержащихся в нем норм или нет. Таким может быть лишь акт, в котором выражена воля компетентного органа государства об установлении правила поведения, его изменении или отмене”*(5).

В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД “Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации”, приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:

“Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение”*(6).

Такое понимание нормативного правового акта представляется вполне приемлемым, если речь идет об актах, подлежащих регистрации, опубликованию. Но возможны и устные нормативные акты, не оформленные документально.

Они существуют во внутриведомственных отношениях на транспорте, в Вооруженных силах и других войсках, они могут использоваться как средство регулирования отношений внутри учреждения, органа публичной власти, они очень близки к деловым обычаям.

В нормативном правовом акте А.В. Мицкевич выделил две стороны: он представляет собой “логически завершенное положение, прямо сформулированное в тексте акта государственного органа” и “обязательное для всех лиц решение государственной власти”*(7).

Рассматривая российское законодательство как иерархическую и федеративную системы, можно отметить, что в их основе лежат нормативные правовые акты, которые являются первичными элементами этих систем.

Именно они “создаются правотворческими органами и образуют в своей совокупности систему.

Они придают содержащимся в них нормативно-правовым предписаниям ту или иную юридическую силу, определяют сферу их действия”*(8) и следует добавить время их действия.

“Законодательство – это форма существования правовых норм, средство их организации, придания им определенности, объективности”*(9). В принципе с приведенными мнениями можно согласиться. Но с одной оговоркой.

Дело в том, что широко используемые слова “законодательство”, “система законодательства”, “закон” имеют разные смыслы. В узком смысле – это важнейший правовой акт, система законов, акты законодательных органов. Закон, хотя и важнейшая, но разновидность нормативных правовых актов.

Система законодательства в точном смысле – это часть системы правовых актов.

И чтобы четко разграничить эти явления, выявить роль федеральных и иных законов в регулировании общественных отношений и по ряду других причин нужно четко разграничить эти понятия: закон, законодательство, система законодательства, с одной стороны, и более широкие понятия – нормативный правовой акт, правотворчество, система нормативных правовых актов.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 мая 2000 г. назвал и такой признак нормативного акта: он принят в установленном порядке. Нормативный и ненормативный акты различаются по содержанию и кроме того чаще всего и по порядку их принятия.

К сожалению, если порядок принятия нормативных актов Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти урегулирован соответствующими правилами, то процедура принятия указов Президентом РФ, главами субъектов РФ, актов муниципальных органов урегулированы не полностью или вообще не урегулированы*(10).

Но нарушение порядка принятия, вступления акта в силу не лишает акта качеств нормативности. Оно может быть не очевидным, не обнаруженным или спорным. Например, субъект правотворчества полагает, что правовой акт не подлежит регистрации.

Принятый с нарушением процедуры принятия и даже с превышением компетенции нормативный акт автоматически не прекращает действия, на его основе возникают правоотношения.

Изданный и вступивший в силу нормативный акт точно так же, как и акт правосудия, будет действовать, пока в установленном законом порядке он не будет отменен, признан недействующим или пока его действие не будет приостановлено*(11).

Трудно согласиться с мнением судьи Верховного Суда РФ С. Потапенко, который утверждает, что в ст. 251 ГПК “законодателем подчеркнуто, что правовой акт можно считать нормативным не только при наличии в нем содержательных признаков нормативного акта, но и при условии соблюдения его формы опубликования.

Исходя из этого нормативный правовой акт в отличие от ненормативного должен быть издан в установленном законом порядке, что является одним из важных формальных признаков нормативного правового акта…

Правильной является высказанная в юридической литературе точка зрения, что если правовой акт не опубликован, то он не может признаваться нормативным правовым актом, применяться кем-либо и оспариваться в таком качестве”*(12).

В обоснование своей позиции С.

Потапенко ссылается на практику Верховного Суда РФ и, в частности, приводит такое дело: “Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону постановления и.о.

Главы администрации Новосибирской области от 13 октября 1998 г. N 623, утвердившего Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Новосибирской области, с момента его издания на том основании, что оно не было опубликовано.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 14 июня 2002 г. в принятии заявления было отказано на основании п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР. В частном протесте прокурора Новосибирской области поставлен вопрос об отмене определения судьи в связи с его незаконностью.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для удовлетворения протеста прокурора. В ее определении отмечено, что, отказывая в принятии указанного заявления, судья правомерно исходил из того, что областному суду в соответствии со ст.

115 ГПК РСФСР подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами являются только правовые акты, изданные в установленном порядке.

Оспариваемый же прокурором правовой акт не был опубликован, и потому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению (дело N 43-Г02-4)”.

Автор статьи утверждает, что сейчас такая позиция основана на ст. 251 ГПК РФ.

Часть 1 этой статьи предоставляет гражданину, организации, считающим, “что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом” органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица “нарушаются их права и свободы… вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или частично”.

Таким образом, спор о том, что процедура принятия и опубликования является атрибутивным признаком нормативного акта имеет не только теоретический, но и практический интерес. Положительное или отрицательное отношение к этому вопросу влияет на практику работы судов, а главное, на пределы защиты прав граждан в судебном порядке.

Но, во-первых, нарушение порядка принятия, опубликования акта и других требований к его оформлению не может повлиять на содержание акта и превратить закрепленные им нормы в ненормативные предписания. Из содержания ст.

251 возможен формальный вывод, что если акт принят с нарушением установленного порядка, то он должен рассматриваться судом не по нормам главы 24, а на основе норм главы 25 ГПК. С такой позицией согласен и С. Потапенко: “в таком случае можно обращаться в суд не с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в порядке ст.

251 ГПК, а с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти в порядке, предусмотренном ст. 254 ГПК”.

К сожалению, С. Потапенко к этим словам добавляет: “Но это уже не нормоконтроль” (!?). В части 4 ст. 251 четко сказано, что заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27″ ГПК, т. е.

рассматриваются и районными, областными, краевыми судами.

Но разве рассмотрение нормативного акта судом в ином порядке перестает быть контролем за законностью норм? Представляется, что и в этом случае осуществляется нормоконтроль – судебный контроль за соответствием закону нормативных актов меньшей юридической силы.

Источник: https://base.garant.ru/5160472/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.