Что такое гис гмп

Государственная власть и бухгалтер: взаимодействие по вертикали

Что такое гис гмп

Единого мнения о том, что такое государственная информационная система (ГИС), нет. Так, с точки зрения российского законодательства, в частности, закона 149-ФЗ, ГИС — это:

  • федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании федеральных и региональных законов, а также на основании правовых актов;
  • муниципальные информационные системы, решение о создании которых принимает орган местного самоуправления;
  • иные информационные системы.

Органы власти уверены, что информационные системы повысят эффективность деятельности государственных и муниципальных учреждений во всех направлениях. Именно с этой целью в нашей стране разворачиваются масштабные системы, которые должны обеспечить бесперебойное взаимодействие между госструктурами и администрациями различных уровней.

Результатом же успешной реализации внедрения отраслевых ГИС станет доступность общения с властями всех уровней для граждан: запросы будут обрабатываться на порядок быстрее, а платежи — проходить и учитываться своевременно.

Таким образом, всеобщая информатизация в госсекторе приведет к экономии человеческих и финансовых ресурсов, сокращению аппарата чиновников, повышению прозрачности деятельности сотрудников государственных и муниципальных организаций. 

Попробуйте демо-версию бесплатно!

ГИС бывают разные…

Государственные информационные системы могут быть не только любого масштаба, но и разного назначения, в зависимости от степени охвата сфер деятельности. Например, есть системы:

  • обеспечивающие кадровый, а также  бухгалтерский и управленческий учет финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений;
  • аналитические, а также системы автоматизированного контроля и поддержки принятия управленческих решений на основе анализа первичных данных;
  • управления ресурсами, материально-техническим обеспечением и основными средствами государственного или муниципального учреждения.

Среди экспертных информационных систем можно отметить:

  • региональные управляющие информационные системы;
  • информационные системы управления организацией закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • информационные системы электронного документооборота;
  • компоненты для обеспечения информационного, лингвистического и процессного взаимодействия.

Различные информационно-технические сервисы позволяют обеспечить эффективное взаимодействие как между компонентами одной информационной системы, так и с внешними информационными системами, включая систему межведомственного электронного взаимодействия, единый портал государственных и муниципальных услуг, региональный портал государственных и муниципальных услуг и другие системы, созданные в рамках комплекса электронного правительства.

Централизованная система для бюджетников

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками: администраторами доходов бюджета, организациями по приему платежей, порталами, многофункциональными центрами посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами РФ по принципу «единого окна».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.

2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в ГИС ГМП.

Функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию ГИС ГМП осуществляет Федеральное казначейство.

Внедрение информационной системы учета государственных платежей позволит:

  • финансовому органу (или иному уполномоченному на это органу) организовать прямое электронное взаимодействие с ГИС ГМП и обеспечить сбор, хранение и учет информации о начислениях и платежах физических и юридических лиц за предоставленные государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей (пошлины, налоги, штрафы, взносы) в бюджет субъектов РФ и муниципальных образований в электронном виде;
  • обеспечить исполнение обязанности администраторов доходов, а также бюджетных и автономных учреждений передавать в ГИС ГМП сведения о начислениях за предоставленные государственные и муниципальные услуги и иных платежах в бюджет;
  • существенно сократить количество невыясненных платежей в бюджет;
  • повысить оперативность поступления информации о совершенных платежах в адрес администраторов доходов.

Новые возможности для пользователей

С января 2014 года пользователям программного продукта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» доступен механизм взаимодействия с ГИС ГМП. А это значит, что бюджетники могут:

  • передавать информацию о начислениях за предоставляемые государственные (муниципальные) услуги;
  • использовать электронную подпись (ЭП) при обмене документами с ГИС ГМП.

Сегодня ряд пользователей программы «Контур-Бухгалтерия Бюджет» из числа администраторов доходов бюджетов разных уровней уже обмениваются данными с ГИС ГМП.

Но прежде чем в полной мере начать пользоваться открывающимися возможностями, необходимо зарегистрировать администраторов начислений и программу «Контур-Бухгалтерия Бюджет» в ГИС ГМП и Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Этот процесс занимает некоторое время. Пользователям следует сделать ряд шагов.

Для настройки экспорта данных в ГИС ГМП из системы «Контур-Бухгалтерия Бюджет» тоже есть определенный алгоритм.

Операции производятся в РМ «Расчеты с заказчиками» в пункте меню «Расчеты по доходам». В реестре «Расчеты по доходам» — CTRL+F6 «Настройка передачи в ГИС ГМП».

В настройке необходимо указать исходные параметры для корректной передачи. Идентификатор, код, наименование отправителя — учреждение получает при регистрации в ГИС ГМП и в СМЭВ.

«Выбрать сертификат» — указать ссылку на электронный сертификат, если не указать в настройке, то при выгрузке документов начислений программа каждый раз будет запрашивать данные о сертификате. Клиенты органов Федерального казначейства используют действующий сертификат ключа ЭП.

Далее, в реестре «Расчеты по доходам» по клавише F7 «Добавить» создается новый документ по начислению.

«Дебитор» — юридическое или физическое лицо, которому будут оказываться государственные и муниципальные услуги. Значение выбирается из справочника «Организации».

Если платеж начисляется физическому лицу, то заполняется значение либо «СНИЛС», либо «Номер документа» (паспорта).

«Статус начисления» — возможные значения:

  • не задан — еще не передавалось в ГИС ГМП (по умолчанию для нового документа);
  • новое — передано в ГИС ГМП;
  • изменение — запрос на повторную передачу в ГИС ГМП;
  • аннулирование — запрос на аннулирование записи начисления в ГИС ГМП.  

«Реквизиты для оплаты государственной услуги» (КБК и проч.) — обязательны к заполнению.

Передача данных в ГИС ГМП возможна как по одному документу начисления, так и по списку выделенных документов, с ведением протокола передачи по каждому документу.

Выбираем курсором документ для передачи или выделяем клавишей Insert несколько документов и нажимаем F6 — «Экспорт начислений в ГИС ГМП».

В случае успешной передачи и получения ответа с подтверждением из системы ГИС ГМП, в реестре «Расчеты по доходам» в документе меняется «Статус начисления» на значение «Новое».

Комментирует руководитель группы технической защиты информации проекта «Контур-Безопасность» Станислав Шиляев:

В последние несколько лет в России стало популярным создание ГИС различной направленности.

И это вполне объяснимо, ведь ГИС позволяют получить неоспоримые преимущества: интегрировать системы различных организаций в единое информационное пространство, увеличить скорость и производительность информационного взаимодействия.

Это эффективный инструмент, позволяющий конечным пользователям быстро и надежно решать различные задачи, не выходя из дома или офиса.

Но, помимо всех преимуществ, ГИС несут и определенные риски, так как зачастую в ГИС обрабатывается информация, подлежащая защите в соответствии с законодательством РФ.

Государство осознает эти риски и ведет работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы по защите информации в ГИС. Регуляторы ФСТЭК и ФСБ России определяют список требуемых мер, которые должны быть приняты для защиты ГИС различных классов.

Но если список требуемых мер определяют ведомственные органы, то непосредственно сами средства защиты информации и организационные мероприятия определяются операторами или владельцами ГИС. В большинстве случаев состав средств защиты и организационных мероприятий формируется оператором ГИС как обязательное требование, которое необходимо выполнить абоненту для подключения к ГИС.

«Контур-Безопасность» оказывает сотням абонентов услуги по подключению к государственным информационным системам в соответствии с требованиями законодательства по защите конфиденциальной и общедоступной информации, содержащейся в ГИС.

Сергей Горских,  менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Источник: https://kontur.ru/articles/1038

Гис гмп: реальность не оправдывает ожиданий

Что такое гис гмп

ИТ в госсекторе

18.01.2016, Пн, 14:22, Мск , Наталья Анищук

Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационныхсистемах и попытках их применения в жизни российского общества. Повышенныйинтерес вызывает одна из них – государственная информационная система огосударственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Одна из причин такоговнимания в том, что система не работает так, как задумано.

Федеральный закон «Оборганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливаетстатус ГИС ГМП: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицамиплатежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей,являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренныхфедеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Что мы ждем от системы

В соответствии с законом органы,предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальныеуслуги, не вправе требовать от заявителя «представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов,предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органовместного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлениипредусмотренных частью 1статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанныедокументы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе»(статья 7 210-ФЗ).

То есть, говоря обычнымязыком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и болеекачественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этихуслуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Как это реализовано у нас? Можносказать на основании опыта внедрения ГИС ГМП в региональном органе государственнойвласти (причем в двух вариантах: и «как иного органа» и как администраторадоходов), что, несмотря на пятилетнюю историю 210-ФЗ и трехлетний возраст самойГИС ГМП, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юридическими лицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

Причины провала

Первая и, наверное, главнаяпричина – слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП.

В федеральных госорганахи тем более в регионах нет четкого понимания, какую конкретно информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и соответствоваласвоей изначальной цели.

Каждый участник трактует цели по-своему, в результатеполучается «каша» из ненужной информации, направляемой в ГИС ГМП.

Когда вниманиеучастников обращают на бесполезность передаваемой ими в ГИС ГМП информации для граждан и юрлиц, то в ответ ссылаются, как правило, на формальную трактовкуположений 210-ФЗ. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснитьвопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников, потому что разговорыидут об одном и том же, что и так не требует пояснений: «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина».

На данный момент нетнормативного документа, который определяет обязательный перечень информации,направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП для решения задачибыстрого и качественного предоставления гражданам и юрлицам государственных и муниципальных услуг. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонятмусор».

Сюда же необходимо отнестиотсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестрагосударственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП(хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили,а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленнойответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации обоплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитныхучреждений не взаимодействует с ГИС ГМП.

Например, один госорган направляетинформацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации обоплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица,к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативныхдокументах (например, в приказе 19Н Федерального Казначейства) нет четкойграницы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитноеучреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате такойгосударственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИСГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец, нет никакойнормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлиныв ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь этольвиная доля государственных и муниципальных услуг.

Вторая причина – это слабоеорганизационно-техническое обеспечение ГИС ГМП. В одном из регионов есть госорган– агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальныхучреждений с ГИС ГМП. Через него постепенно налаживается работа с ГИС ГМП частиучастников – госорганов.

А у кредитных учреждений ситуация иная: каждый сам за себя. И, так как серьезной ответственности за передачу или отсутствие передачиинформации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионев части кредитных учреждений нет.

Последние либо не подключаются к системе,либо передают информацию, которой невозможно воспользоваться, например без привязки к начислениям.

Кстати, в приказе 19Н есть понятие «главныйадминистратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информацииучастников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный«баг» закреплен нормативно.

В предоставляемомфирмами-разработчиками программном обеспечении в виду отсутствия четкихтребований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачиинформации в ГИС ГМП.

Так, например, «иной орган» одного из регионов передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых государственнымиучреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим гос. услугам.

В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор», и никаких квитовок своих начисленийгосучреждения не получат. Вероятно, точно также поступают работающие с ГИС ГМПкредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущиймомент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не можетбыть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственныхи муниципальных услуг.

Как исправить ситуацию?

Для того чтобы сделать ГИСГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создатьобщедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может бытьэлектронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, котораяв дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен бытьвынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всехучастников ГИС ГМП.

На портале необходимо реализовать удобные механизмыбыстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделениянаиболее часто используемых услуг.

За актуализацию реестра должен отвечатьфедеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованиемГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

Содержащуюся в реестреинформацию об услугах можно разделить на два типа: услуги с предварительным начислениемоплаты (услуги с начислением) и услуги с авансовой оплатой (услуги с авансом).

На базе реестрагосударственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП долженбыть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификаторауслуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИСГМП.

При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы,в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМПинформацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом).

Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можноиспользовать существующее поле для УИН.

Необходима организациябазовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платныхгосуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП:госорганы и кредитные учреждения.

Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точкизрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктурФедерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональныхагрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделенияЦБ для кредитных учреждений.

ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контрольподключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услугис начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу(например, начисляет налог на недвижимость).

Для этого он обращается на порталк реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугуи с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретномугражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП.

Кредитное учреждение при обращении гражданинаили юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУнаходит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услугис авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организуетоплату предоставления государственной или муниципальной услуги.

Для этого кредитноеучреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретномугражданину или юрлицу.

Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращениигражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляетинформацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП естьполная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа.Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролюинформации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательностьприсутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальныхуслуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логическийконтроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использованияГИС ГМП.

Анатолий Дамаскин

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://www.cnews.ru/articles/2016-01-18_gis_gmp_realnost_ne_opravdyvaet_ozhidanij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.