Что представляет собой правовой акт

Содержание

Что такое правовой акт – основные виды, общефедеральные и международные акты

Что представляет собой правовой акт

Во время усовершенствования общества, усложняются правовые системы, вследствие чего более примечательными становятся правовые акты. С помощью них реализуется государственная политика, выявляется наличие прав. Они похожи на визитную карточку законного общества.

Что представляет собой правовой акт

Давайте разберем, что представляет правовой акт. Официальный документ утвержденной формы, признанный в рамке зоны ответственности уполномоченного государственного органа, остальных публичных организаций или при помощи ания, с соблюдением поставленной законодательством процедуры, где содержатся обязательные нормы поведения.

Имеют разнообразные и неоднозначные законы.

Сформулированные в них действия и последствия выступают в разнообразной роли: они или организуют почву для законных правил, или высказывают персональные установки для знающих органов, или воплощают законный всплеск энергичности участников публичных взглядов. Но, несмотря на это, у них есть общие характеристики, что приводит к возможности составления самого определения правовой акт.

В юриспруденции осложнения с правовыми актами не разрешилась. Это не из-за того, что нам преподают различия среди нормативных и персональными, где у первых подразумевается внешняя форма, а у второго обоснованные поступки. Главный ответ в том, что в материалах нет анализов и разницы среди показаний.

Может выражаться документом и устной речью. Это могут быть распоряжения или приказы, разнообразные сделки. Контракт можно заключит в устной форме и по телефону. Административными служащими зачастую применяются решения в устной форме.

В наше время необходимо точно различать их друг от друга.

Разделяют на признаки:

  1. Волевой темперамент. Регистрирует решение разнообразных лиц при государственной власти, его разнообразных органов, граждан, делает в особом юридическом месте, которое владеет юридической силой. При поддержке их в деловых бумагах лица смогут выступать и защищать свои интересы. Характер решение настоящего правового акта, в направлении для получения юридических результатов (получение разнообразных прав, ввод в законную систему новейших норм и т. п.). Во взаимоотношении, которое рассматривается, правовой акт основоположник волевого решения.
  2. Официальный характер, который необходимо исполнить.
  3. Регулировка публичных отношений. Необходимо добиваться цели.
  4. Определяет законные правила и определенные правоотношения.
  5. Акт – деловая бумага, его содержимое регистрируется в виде документации по правилам закона. Актом – действия, вследствие которого появляются правовые последствия.
  6. Юридические события, приводящие к некоторым законным результатам.

Основные типы

Рассмотрим виды в законной деятельности РФ. Их разделение, в основном опирается на несколько понятий.

1. Закон

Он принимается исключительно органами власти, гражданами страны при помощи ания. Аннулировать, сделать изменения может лишь принявший решение институт власти. Он регулируют важные процессы, непосредственно относящиеся к государству и обществу.

Закон – акт, решение которого принимается определенным способом и владеет, вслед за Конституцией, которая нацелена на решение важных публичных отношений.

Законы приступают в регулируемом порядке. Для их решения существует своя законная процедура.

Каждый закон должен пройти определенные стадии оформления. По значимости содержания норм, законы делятся обыкновенные и конституционные:

  1. Конституционные – это законы, с помощью них вносили изменения или дополняли Конституцию.
  2. Обыкновенные распределяются на текущие и кодификационные. Ко вторым причисляют основания законодательства РФ и кодексы. Основы – закон федерального значения, устанавливающий взгляды и определяющий положение регулировки некоторых областей права. Кодекс – законодательный акт, в нем содержатся классифицировавшие общепринятые меры отраслей. Чаще всего его относят к определенной отрасли законного решения.

Признаки закона:

  1. Характерные высказывания желания народа, в следствии принятии решения в разнообразных социальных интересах.
  2. Решаются законодательным органам власти или анием.
  3. Приводит в норму важные общественные взаимоотношения, упорядочивает развитие сфер деятельности общества.
  4. Имеет большую силу с юридической стороны среди остальных.
  5. Закон воспринимается вследствие законодательного разбирательства в специальном процессуальном режиме.
  6. Имеет максимальную стабильность и длительность присутствия.

2. Подзаконные акты

Они выпускаются на базе и с целью выполнения законов. Показывают иерархическую модель с соответствием норм, прописанных в источниках юридической силы, и являются основой для нижестоящих.

Подзаконные – нормативно правовые акты, которые издаются на базе и для исполнения законов. Уточняют, толкуют или помещают новые нормы, которые не противоречат законам. Они служат для воплощения законодательных норм.

Они делятся:

  1. Акт Президента Российской Федерации в виде указа и распоряжения и не имеют права опровергать Конституцию и законы.
  2. Акты Правительства – постановления и распоряжения, непротиворечащие Конституции, закону и акту Президента. Они имеют силу перед актами федеральных и местных органов, исполняющих власть. Данные нормы вводятся в основном виде постановления.
  3. Акты федеральных органов, исполняющих власть (ведомственные), принимаются на базе и для исполнения всех вышеперечисленных. Федеральные акты действуют на территорию подходящего субъекта РФ.

3. Общефедеральные

Они исполняют законы, указы и сами могут дать распоряжение:

  1. Постановление, принимаются для регулирования социальной и государственной жизни.
  2. Распоряжение, которое выдает Председатель Правительства для своевременного регулирования тесного окружения исполнителя.
  3. Приказы и инструкции министерства и подчиненные государственные органы, имеющие отраслевую специфику.

4. Международные законы

Международный договор — документ, который регулирует отношение РФ с иностранными государствами.

В Конституции РФ такие договоры считаются одной из частей законного порядка. Если в международном договоре РФ установлены другие критерии, чем установлены законодательством, то используются правила международного договора.

Основные виды

Можно разделить на несколько видов:

1. Нормативные юридические

Нормативные юридические акты – действия для достижения определенного законного результата (оформление брака, заключение сделка и т. д.). Юридически поступки – законные действия, у которых нет законной цели, но приводят к основательным результатам. Изобретение устройства приводит к получению патента.

Юридические поступки делятся на формальные и результативные (если законные итоги делаются не самими усилиями, а их последствиями).

Юридические результаты могут быть причиной незаконного поступка. Преступление приводит к множеству юридических последствий.

2. Интерпретационный

Интерпретационный – документ, содержащий итог официального объяснения.

Владеет всеми качествами. Они выпускаются и поддерживаются государством, письменно зафиксированы и непременно должны быть осуществлены. Следствия объяснения правовых норм.

3. Применения права

Применения права – официальная форма для выражения правоприменительной работы. В них фиксируются постановления разных органов или лиц при исполнении должностных обязанностей по определенным юридическим делам.

Имеют разнообразные свойства:

  1. Государственное решение по определенному законному делу.
  2. Повелительное распоряжение, которое необходимо выполнить всем кого оно касается. Выполнение законности контролируется мощностью государства.
  3. Имеет определенный вид выражения.
  4. Несет персональный темперамент и нацелен на улучшение определенных отношений.

Применения права — персональное государственно-властное постановление знающего органа власти или официального лица по определенному юридическому процессу, ориентированное на решение некоторых социальных отношений.

Формы

Их можно издать:

  • В письменной форме.
  • В устной.
  • В конклюдентной.
  1. Письменная форма находится на первом месте. Она дает управляющему аппарату постоянство и размеренность, а также собирает информацию в документах. Печатные тоже относятся к служебным документам. В законодательстве не указано, в каком виде должны они производиться. При печатании  в бумажном виде необходимо придерживаться некоторых правил, техник и реквизитов.
  2. Устные нужны для составления, модификации и закрытия правовых норм. Они более действенны. Они обширно используются в руководстве армией, в производстве и т. д. В этом виде его может издавать руководитель любого звена. В них должны быть решения, требования, предписания, т. е. возложение обязанностей на кого-либо. Такие решения могут даваться при беседе лично.
  3. Не последнее место занимает конклюдентный (делаю вывод). Конклюдентный – выражение желания поведением или в другом виде, по которому можно понять о намерении. Он больше востребован в гражданском праве. На него опираются при различных сделках. Он, в правовых не очень востребован.

Источник: https://homeurist.com/trud/kodeks/pravovoj-akt.html

Каковы отличия нормативно-правовых актов?

Что представляет собой правовой акт

Правила поведения социума во всех сферах социальной жизни всегда регулируются документами, имеющими юридическую силу, обладающими властными полномочиями и указывающими на последовательность действий, которым должен следовать индивид в отношении конкретного явления или события.

Законодательство любой страны не может существовать без нормативно-правовых актов (НПА), упорядочивающих социальные, экономические и политические процессы в стране, так как отсутствие правовой документации приведет к хаосу в социуме и полной анархии.

Что представляет собой НПА

Официальный документ, соответствующий определенной форме, который принимается и издается по имеющимся компетенциям уполномоченного органа или специальной законодательной процедуры, называется нормативно-правовым актом.

К данному понятию относятся законы (все виды), кодексы (существующие в настоящее время), подзаконные акты (инструкции, уставы, положения, своды правил, приказы, распоряжения).

Главным нормативно-правовым актом любой страны является Конституция.

НПА может приниматься не только органами, имеющими правомочие в отношении документов, регулирующих социальные отношения (в РФ – Государственной Думой, Федеральными Собраниями депутатов), но и социальными структурами:

  • муниципалитетами;
  • профсоюзами;
  • обществами акционеров.

НПА может быть принят также на всенародном референдуме, путем соблюдения всей юридической процедуры, закрепленной в конституционном законодательстве государства. Данный документ появляется только в результате правотворчества, и содержит правовые нормы. Совокупность всех НПА, находящихся на территории страны, образует единую систему, которая формирует юридические отрасли.

Разработанный и принятый субъектами, нормативно-правовой акт представлен разработанной формой, содержит необходимую правовую информацию и относится к элементам писаного права.

На любом НПА всегда указывается ведомство, к которому оно относится, дата принятия и вступления в силу, название, и обязательно ставится виза вышестоящего органа, утверждающего момент (календарные сроки) вступления в силу.

Признаки нормативно-правового акта

Документы имеют властный, общеобязательный характер. В регулировании правоотношений между индивидами использует императивный метод (неукоснительных предписаний и обязательного выполнения). Нормативно-правовые акты, являясь официальной документацией, всегда рассчитаны на неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют существующие правоотношения между сторонами.

К особенностям НПА относятся следующие характерные признаки:

  1. Общеобязательность.
  2. Результат правового творчества.
  3. Нормативность.
  4. Правоприменение.
  5. Документационная форма.
  6. Слаженная последовательность группирования норм права.

Чтобы нормативный акт имел силу, он должен:

  • отражать существующую реальность;
  • иметь четкую структуру (реквизиты, оглавление, вводную часть (преамбула), общие положения, выводы и заключения, приложения);
  • быть доступными (для ознакомления и восприятия).

Нормативно-правовые акты, являясь официальными документами, подразумевают их неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют действующие правоотношения между сторонами.

Разновидности нормативно-правовых актов

Система НПА имеет в России иерархическую структуру:

  1. Основной Закон и международные соглашения (в том числе, директивы, постановления).
  2. Все виды законов: конституционные, отраслевые (административные, трудовые, семейные, уголовные, земельные, налоговые и т. д.), кодексы, Федеральные законы.
  3. Документы в виде актов: министерств, ведомств, служб.
  4. Уставы субъектов РФ.
  5. Акты в виде законов и постановлений властных государственных субъектов, а также органов муниципалитета.
  6. Локальные НПА (нормативные договоры для сторон социального партнерства некоторых видов законодательства – трудового, финансового, налогового).
  7. Подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения).

Законы обладают высшей правовой силой и составляют основу законодательства, наряду с правовыми нормами, которые вытекают из них. Данные документы имеют право разрабатывать, принимать, дополнять и отменять лишь высший аппарат государственного управления – в РФ это Государственная Дума.

Все Законы одобряет и визирует Президент. Если документ составлен неверно, имеет юридические ошибки, нарушает права и свободы граждан, согласно установленным конституционным правовым нормам, Президент может наложить на них «Вето» (запрет на опубликование). И тогда, в соответствии с его пожеланиями, документ либо дорабатывают, либо отменяют.

К особенностям всех законов относится то, что они могут быть изданы либо на постоянной основе, либо на временной или чрезвычайной. Распределяясь по отраслям права, они относятся к определенной области.

Кодифицированные положения законов, с указанными в них нормами, объединяют в Кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и т.д.). Сфера законодательства постоянно дорабатывается. Благодаря современным инновациям, начал разрабатываться цифровой формат всех видов нормативно-правовых актов.

Особенности НПА в РФ

Россия, как правопреемник СССР, в основе законодательства использует большинство принципов, которые были в советском социалистическом праве.

Это относится, как к нормативно-правовым положениям Основного Закона, так и к кодексам.

Например, основы Административного, Трудового и Семейного Кодексов полностью составлены и скопированы с документов одноименных названий, с небольшими обновлениями и редакцией, начиная с 2001 г.

Потребность в новых НПА стала толчком для создания новых отраслей и определяющих их документов. Например, для налогового и финансового права был разработан Налоговый Кодекс, для корпоративного – Корпоративный Кодекс и т.д.

Вся правовая информация по актам закрепляется в письменной форме, и имеет текстовый вид. Данные документы имеют главы, параграфы, разбиты на пункты и статьи.

Для России нормативно-правовые акты считаются основными правовыми источниками. Главным НПА в РФ считается Конституция. Опираясь на данный документ, создаются положения всех нижестоящих законодательных документов.

Нормы Конституции изменить или отменить имеет право только Конституционный Суд, который считается Высшим Судебным Органом, а также всенародный государственный референдум, если его положения будут признаны социумом антинародными, и нарушающими основные права гражданина.

Публикация в СМИ и официальных властных источниках нормативно-правового акта говорит о том, что он вступил в силу. Текст документа находится в свободном доступе для прочтения всеми людьми.

На лицевой части документа всегда указывается его название, дата принятия и число, месяц и год вступления в силу.

Документы государственного уровня публикует «Российская газета», а также официальный сайт «Госуслуги», в разделах, к которому относится конкретный изданный закон.

Публикует его также и страница органа, принявшего НПА. В печатных изданиях тексты документов всегда составлены в порядке хронологии, то есть, в определенной последовательности, по разделам.

Удобное разделение актов на законы и акты в иерархии под ними, помогает узнать место НПА в иерархии законодательства и определить его в конкретную отрасль. Благодаря данным документам, субъекты права в РФ могут понимать и осознавать правомерность своих действий, государственную защиту и правоотношения между лицами во всех сферах жизни.

Особенностью современных НПА в РФ является также то, что они нуждаются в улучшении редакции, логической связи, точного указания решаемой проблемы, уточнений основных понятий, которые приняты во внимание правовыми институтами, и активно дорабатываются данными образованиями.

Отличие НПА от актов применения права

Некоторые исследователи юридической науки считают, что приговоры, решения, распоряжения, приказы относятся к только к актам применения, используемых для исполнения воли некоторых ведомств, предприятий, местных аппаратов управлений, имеющих небольшой масштаб, и лишь в некоторой степени исполняющих волю государства.

Например, человек решил уволиться по собственному желанию, написал заявление, проработал 2 недели, которые положено отработать каждому гражданину по Трудовому Кодексу, пока на его место подыщут работника.

В связи с увольнением по предприятию, в котором лицо работало, выпускают приказ. Он обязательно имеет номер, реквизиты предприятия и визу руководителя компании. Номер приказа внесут в трудовую книгу, при осуществлении записи при увольнении. Он (номер) будет иметь значение только для самого предприятия, при выдаче справки в Пенсионный фонд, когда придет время оформлять пенсию.

В самой трудовой книжке укажут лишь статьи закона действующего трудового законодательства, на основании которых происходит увольнение работника. Сам приказ не является НПА, имеющим государственное значение, поэтому его относят к акту применения права, считающийся подзаконным.

Различия между НПА и актами заключаются в виде таких моментов, которые можно представить в виде таблицы.

НПА – это основа для составления акта применения права, разработанная на его принципах и нормах, поэтому второе понятие считают подзаконным документом. В иерархии юридических понятий правоприменительный акт занимает низшую степень.

Также стоит указать, что он издается в пределах небольшого учреждения, и действует строго определенное время, устанавливаясь специальным государственным органом. Подзаконные акты могут прилагаться к НПА, в виде приложений (дополнения, схемы, статистика, и т.д.).

Главный нормативно-правовой акт

Основным, главным и высшим НПА России является Конституция. На ее основе строится вся система права, распределяются отрасли и ветви власти, намечаются пути развития государства и социума. Данный документ содержит конституционные нормы, которые определяют все сферы жизни гражданина, в пределах действия российского законодательства.

Высшая юридическая сила Конституции подчиняет себе все действующее законодательство, которое строится, согласно ее основным положениям. Документ полностью отвечающий нуждам страны и народа, закрепляющий основные права и обязанности гражданина и государства, в лице уполномоченных органов, провозглашает конституционные ценности, и основан на принципах демократии.

Основной Закон был принят 12.12.1993 года. Днем вступления его в силу считается 25 декабря того же года. Он провозглашает и регламентирует:

  • строй и государственное устройство страны;
  • понятия человека и гражданина;
  • подтверждает ее неизменность и влияние на все сферы жизни социума;
  • деятельность субъектов власти и законодательной инициативы (Государственной Думы, Президента, Правительства, Совета Федерации).

Основной документ состоит из 9 основных глав, и, помимо введения, имеет заключительные и переходные положения. Документ стремится упорядочить жизнь социума и государства, определить роль уполномоченных органов, осветить ветви власти, существующую правовую систему и подробно раскрыть права, свободы, которые имеются у индивидов.

В отличие от закона (как понятия), Конституция закрепляет строй, систему и форму государства, обладает властной юридической силой, подчиняющей себе любые вопросы повседневной жизни, отличается стабильностью, сложной последовательностью принятия и внесения изменений, является юридической базой и имеет прямое действие.

Голосование по поправкам, вносимым в Конституцию, всегда выносится на всеобщий народный референдум. Права и свободы индивида Основной документ признает высшей ценностью.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/kakovy-otlichiya-normativno-pravovyh-aktov/

Нормативные акты – это… Правовой акт. Виды нормативных актов

Что представляет собой правовой акт

Что представляет собой система правового регулирования? Каковы ее особенности в России и что такое нормативно-правовые акты в российской юридической практике?

Что такое нормативный акт?

Нормативные акты – это закрепленные в письменном виде источники права. В числе основных его признаков – формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).

Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов – в них есть конкретные нормы права, касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.

«Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?

Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис.

Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления – не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты – это только лишь официальные документы (изданные властью – Президентом, Госдумой и т. д.).

Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

Правовой акт определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации.

То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т.

д.).

Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты – всеобщие, правовые – имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов.

Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые – конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы.

Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.

В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое – это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти. Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах.

Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.

Второе понятие – это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.

Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств).

Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона).

Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Особый вид нормативных актов – международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется международный источник права.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами.

Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты – это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.

Закон – это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы – например, законы о семье. Нормативные акты – это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как правовой обычай.

Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту.

Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные – они обязательны для исполнения на всей территории России.

Есть источники права субъектов федерации – они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты – их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).

Федеральные законы

Федеральные нормативные акты – источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам.

Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше – только Конституция РФ). Данный подвид законов принимается с целью правильного толкования и развития норм, содержащихся в Конституции.

Они призваны способствовать тому, чтобы субъекты гражданского права имели все возможности реализовывать данные законом свободы.

Муниципальные правовые акты

Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов.

Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации.

Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.

Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете.

Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г.

Москвы «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства». Муниципалитеты могут утверждать различные программы развития инфраструктуры и социального профиля районов.

Локальные нормативные акты

Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт.

По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов – документы, находящиеся в обороте корпораций.

Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько).

Примеры таких правовых актов: штатное расписание, график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.

Западная и восточная традиции законотворчества

Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению.

Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах.

Ключевой момент для европейской традиции – формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.

На Востоке же главный источник права – традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих).

На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.

Основные проблемы российской системы права

Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции.

Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени – подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее.

В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока – пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты – это лишь «бумажки».

Одновременно в обществе есть и другой полюс – так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.

Законотворчество

Как создаются нормативные, правовые акты? Закон – кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов.

Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно. В-третьих, это правотворчество посредством прямой демократии (например, через референдум).

Юристы называют ряд главных принципов законотворчества – плановость, целесообразность, системность, демократизм.

Юридическая техника как часть правовой системы

Нормативные акты – это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник – средств, методов и механизмов совершенствования источников права.

задача юристов, работающих в этом направлении, – делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник – законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные.

Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.

Как действуют законы

В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы.

Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона. В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они.

В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов – ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).

Источник: https://FB.ru/article/147644/normativnyie-aktyi---eto-pravovoy-akt-vidyi-normativnyih-aktov

Нормативный Правовой Акт & Закон – Что это? (в 2017 году)

Что представляет собой правовой акт

Что собой представляет нормативный правовой акт? Система НПА России очень широка и играет большую роль в экономике и жизни общества.

этой статьи:

Термин «правовая информация» сегодня используется в различных ситуациях. Однако необходимо четко представлять, каким сведениям стоит доверять безоговорочно.

Правовая система России относится к романо-германской, или континентальной правовой семье.

Это значит, что главным официальным источником правовой информации в стране служит нормативный правовой акт.

Объединенные в определенную систему с четкой иерархией, эти документы регулируют все сферы взаимодействия членов общества.

Рассмотрим подробнее, из каких элементов складывается система права в современной России.

Называться нормативным правовым актом может исключительно официальный документ, который был издан компетентным властным органом с соблюдением определенной процедуры.

м НПА будут правовые нормы, то есть определенные правила, посредством которых регулируются различные общественные отношения.

Иными словами, нормативный правовой акт – это выражение воли государства по тем или иным аспектам общественной жизни.

Правила, сформулированные в НПА, общеобязательны, а их нарушение порождает ответственность.

Отличить НПА от других документов, издаваемых органами власти в процессе их деятельности, можно по следующим признакам:

  • создает, изменяет или отменяет правовые нормы;
  • направлен на урегулирование определенной сферы общественных отношений;
  • содержит все необходимые реквизиты (рассмотрим их далее);
  • имеет четкую внутреннюю структуру, характерную именно для НПА (разделы, параграфы, статьи – как в законах, например, Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Об исполнительном производстве», или «О защите прав потребителей».
  • принимается компетентным государственным (муниципальным органом) в особом порядке;
  • доводится до всеобщего сведения через официальные СМИ;
  • исполнение норм, содержащихся в документе, обеспечивается государственным принуждением (в том числе через ФССП).

Нормативный правовой акт обладает особым свойством – юридической силой.

Это значит, что он способен порождать для лиц, на которых направлено его действие, те или иные правовые последствия.

Юридическая сила НПА зависит от его места в правовой системе, которая выстроена по иерархической схеме.

Одни акты будут иметь верховенство, а другие – занимать подчиненное положение.

Определяющим фактором для отнесения акта к той или иной ступени будет место в системе госуправления того органа, которым издан документ.

back to menu ↑

Все нормативные акты существуют в виде письменных документов. После принятия и подписания они обязательно публикуются в центральных или региональных СМИ, выбранных в качестве официальной площадки для их размещения.

Для федеральных органов власти таковой, например, выступает «Российская газета».

Менее известным широкой публике, но хорошо знакомым профессиональным юристам будет «Собрание законодательства РФ», еженедельно выходящий сборник НПА.

Обнародование, то есть доведение полного текста до сведения населения, важное условие для вступления нормативных актов в силу.

Неопубликованный документ таковой не имеет, следовательно, не может быть применен для общественного регулирования и не способен породить правовых последствий.

Но и опубликованный должным образом акт, как правило, начинает действовать, спустя 10 дней, если только в нем самом не предусмотрен иной срок, например, с момента подписания или с определенной даты.

Форма НПА зависит полностью от содержащихся в нем норм. Нормативные акты издаются в виде:

  • законов (федеральных и региональных);
  • президентских указов;
  • правительственных постановления;
  • ведомственных приказов;
  • положений, инструкций, правил и т.п.

Современным законодательством четко регулируется, какие именно формы нормативных актов компетентна принимать каждая из властных структур.

Например, органы исполнительной власти не наделены полномочием издавать законы.

В их компетенции создание актов, стоящих на других ступеньках иерархии правовых документов.

Для нормативных правовых актов используют специальные реквизиты, которые отличают эти документы от прочих. К ним относятся:

  • указание на принявший НПА орган власти (Президент, Госдума, Правительство и пр.);
  • форма документа (закон, постановление и т.д.);
  • наименование (не для всех);
  • дата принятия;
  • номер документа;
  • место создания;
  • подписавшее документ лицо.

back to menu ↑

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основания. Рассмотрим наиболее часто использующиеся:

Кто выступил субъектом правотворчества, то есть какой орган проявил инициативу для принятия такого документа:

  • народ через референдум;
  • государственный орган;
  • общественные организации в рамках своей компетенции.

Какой срок действия НПА

  • действующие определенный в самих НПА период;
  • долговременные, без указания срока действия.

На какой территории действуют

  • федеральные (по всей стране);
  • субъектов;
  • муниципальных образований;
  • локальные (на уровне отдельных организаций).

Какую юридическую силу имеют. Это самое значимое основание, так как оно определяет место НПА в системе права. Выделяют две большие группы:

  • законы, имеющие наибольший правовой вес;
  • подзаконные акты, обеспечивающие реализацию зафиксированных в законе норм.

Важно: и законы, и подзаконные акты также выстраиваются в определенную иерархическую структуру с подчиненностью одних другим.

back to menu ↑

Из всех нормативных правовых актов наиболее важными и имеющими высшую юридическую силу являются законы.

Ими регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Издавать (принимать) законы уполномочены только представительные (законодательные) органы или сам народ, как источник власти, через референдум.

Процесс законотворчества достаточно сложен и включает в себя несколько обязательных этапов.

Главным из законов, имеющим абсолютное верховенство, в России является ее Конституция.

Этот документ относительно невелик, всего 137 статей, объединенных в 9 глав.

Несмотря на это, именно Конституцией устанавливаются правовые основы всех отраслей общественных отношений.

Она имеет прямое действие, прочие нормативные акты не могут содержать противоречащих норм.

В развитие статей Конституции принимаются Федеральные конституционные законы.

Их число невелико, так как в них содержатся нормы, конкретизирующие декларации основного закона.

Примерами ФКЗ служат законы «Об ОСАГО», «Об образовании в РФ» и т.п.

Эти законы, как и все прочие, не могут содержать нормы, идущие вразрез с Конституцией.

Основное ядро правовой системы составляют многочисленные федеральные законы.

Те из них, что призваны регламентировать наиболее значимые области общественных правоотношений, представляют собой кодифицированные документы.

В каждом из них систематизированы и собраны в одном месте множество норм, регулирующих важнейшие общественные институты:

  • имущественные отношения – Гражданский кодекс;
  • отношения в сфере наемного труда (в том числе, по поводу трудовых договоров) — Трудовой кодекс;
  • ответственность за правонарушения — КоАП и Уголовный кодекс;
  • обязанность вносить платежи в бюджет – налоговый кодекс и т.п.

Все кодексы относятся к постоянно действующим документам.

Текущими законами в них вносятся коррективы: включаются новые статьи, изменяются или признаются утратившими силу формулировки других.

Законы занимают подчиненное положение не только по отношению к Конституции, но и к ФКЗ.

back to menu ↑

Подзаконные акты называются так потому, что издаются для их исполнения.

В нормах таких актов конкретизируются положения законов, прописываются механизмы их дальнейшей реализации.

Могут в них устанавливаться и новые нормы, дополняющие уже существующие, однако они не должны вступать в противоречие ни с тем законом, во исполнение которого приняты, ни с любым другим.

Форма подзаконного НПА зависит от принявшего его органа власти и места в правовой иерархии. Наибольшую силу имеют Указы, которые издает Президент.

За ним следуют нормативные правовые акты Правительства, как правило, постановления.

На следующей ступени стоят акты различных ведомств и министерств, которые имеют форму приказов и распоряжений.

back to menu ↑ Государство в целом выступает субъектом правовых отношений на международном уровне.

Российская Конституция признает документы такого сотрудничества в качестве части правовой системы страны.

Следовательно, международные договоры, одной из сторон которых вступает Российская Федерация, являются нормативными правовыми актами.

Они регулируют отношения и иностранными державами по различным политическим и экономическим вопросам.

Международные договоры имеют приоритет даже перед законами, если нормы последних противоречат условиям подписанного соглашения.

back to menu ↑

Общепринято, что акты судебной власти, изданные по вопросам их компетенции, не считаются источниками права, и не имеют той силы, что присуща нормативным правовым актам.

Однако такие документы, как Постановления высших судов, все же играют важную роль в правовом регулировании.

Они содержат разъяснении по поводу применения уже существующих норм при отправлении правосудия.

Таким образом формируется единообразная практика правоприменения.

back to menu ↑

Источник: https://yurface.ru/zakon/normativnyj-pravovoj-akt/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.