Что относится к памятникам культуры

Что нужно знать, приобретая объект культурного наследия?

Что относится к памятникам культуры

Приобретая в собственность или в аренду объект недвижимого имущества в районе исторической застройки, необходимо учитывать, что потенциально такая недвижимость может оказаться объектом культурного наследия.

Правообладатели объектов недвижимости, представляющих собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства, вместе с приобретаемым объектом дополнительно получают ряд обязанностей и ограничений, установленных на законодательном уровне для собственников и арендаторов таких объектов.

Как же узнать, не является ли предмет планируемой покупки или аренды объектом культурного наследия? Какие особенности необходимо учитывать, приобретая права на объекты культурного наследия? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

1. Получение сведений о включении объекта недвижимости в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

До заключения сделки купли-продажи с объектом жилой или нежилой недвижимости в зоне исторической застройки рекомендуем получить сведения о его включении-невключении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН).

Указанные сведения предоставляются в виде выписки из реестра объектов культурного наследия всем заинтересованным физическим и юридическим лицам федеральными или региональными органами охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ).

О включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия можно также узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, поскольку указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ), их можно получить, запросив в Росреестре выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

Если Вы убедились, что приобретаемая Вами недвижимость является объектом культурного наследия (либо его частью), примите во внимание, что владение и пользование такими объектами осуществляется с учетом требований Федерального Закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Градостроительного Кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также иных законодательных актов.

С целью сохранения объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем состоянии законодательно предусмотрен ряд ограничений и запретов, как для собственников таких объектов, так и для иных правообладателей (например, арендаторов).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав и иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН, а также на выявленные объекты культурного наследия в обязательном порядке вносятся в ЕГРН.

В соответствии с нормами действующего законодательства обязанности правообладателей объектов культурного наследия можно условно разделить на 4 блока:

К 1-ому блоку относятся обязанности, направленные на сохранение объекта культурного наследия. В частности, правообладатели объектов культурного наследия обязаны:

  • осуществлять расходы на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • проводить работы по его сохранению;
  • обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп.4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • соблюдать установленные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (пп. 5 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ).

Правообладатель объекта культурного наследия обязан обеспечить доступ к нему третьих лиц в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности (ст. 47.4 Закона №73-ФЗ).

Право на доступ во внутренние помещения объектов культурного наследия ограничено законом: требование о необходимости обеспечить такой доступ может быть установлено только в том случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны объекта культурного наследия.

Доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен только в интересах сохранения объекта культурного наследия на время проведения работ по его сохранению или в связи с ухудшением его физического состояния.

При осуществлении работ в отношении объекта культурного наследия его правообладатель обязан:

  • не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия или ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
  • не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

4-ый блок обязанностей правообладателя объекта культурного наследия включает в себя ряд запретов по его использованию.

Так, правообладатели обязаны не использовать объект культурного наследия:

  • под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов; предметов и веществ, загрязняющих его интерьер, фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
  • под производственные объекты с оборудованием, оказывающим динамическое и вибрационное воздействие на его конструкции, независимо от мощности данного оборудования;
  • для размещения наружной рекламы (ст. 35.1 Закона № 73-ФЗ);
  • под производственные объекты и лаборатории, связанные с неблагоприятным для него температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (пп. 6 п. 1 ст. 47.1 Закона № 73-ФЗ).

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объектов культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

При проведении таких работ необходимо учитывать, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на реконструкцию объекта культурного наследия, Законом № 73-ФЗ установлен ряд ограничений.

В частности, в нём определено, что любые работы в отношении объекта культурного наследия возможны только в целях сохранения такого объекта и только с письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия на основании документации, согласованной с ним (ст.40, 44, ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Важно! К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН  или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Для получения вышеуказанных документов необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия соответствующего уровня лично либо через МФЦ (п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:

– подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
– получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);

– получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Важно! Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

7. Особенности распоряжения объектом культурного наследия

По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Распоряжение включенным в ЕГРОКН или выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона 73-ФЗ (п.5 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия о продаже или передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании его собственник или иной законный владелец может уведомить о совершении такой сделки.

При заключении гражданско-правовой сделки с объектом культурного наследия необходимо соблюсти определенные законом требования, которые зависят от наличия утвержденного охранного обязательства.

8. Требования к сделкам при наличии утвержденного охранного обязательства объекта культурного наследия

Если охранное обязательство на объект культурного наследия оформлено в установленном порядке, то в договор купли-продажи объекта культурного наследия в качестве существенного условия договора необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

При этом копия охранного обязательства является неотъемлемой частью соответствующего договора. При отсутствии в договоре упомянутых условий такая сделка является ничтожной в силу прямого указания закона (п. 7 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит (ст. ст.47.6, 50, 50.1, 51 Закона № 73-ФЗ).

9. Требования к сделкам при отсутствии утвержденного охранного обязательства объектом культурного наследия

Если охранное обязательство объект культурного наследия на момент заключения договора по отчуждению не утверждено в установленном законом порядке, то к договору прилагаются иные действующие охранные документы (охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Если к моменту заключения договора охранные документы не оформлены, то лицо, у которого на основании этого договора возникает право собственности на объект культурного наследия либо право владения и (или) пользования, всё равно обязано выполнять предусмотренные законом обязанности и требования в отношении такого объекта. Данные обязанности и требования фиксируются в договоре.

После получения охранного обязательства на объект культурного наследия на лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, возлагается обязанность обеспечить внесение изменений в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования таким объектом (п. 9, 10 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Внимание! Особенностью правового режима находящихся в общей собственности памятников и ансамблей, а также земельных участков в границах соответствующих объектов является запрет раздела общего имущества и выдела из него доли в натуре (п.14 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vladeilegko/chto-nujno-znat-priobretaia-obekt-kulturnogo-naslediia-5d942ba8f557d000ae816e88

18 культурных объектов ЮНЕСКО в России

Что относится к памятникам культуры

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 29 российских объектов, имеющих уникальное культурное и историческое значение: 18, созданных человеком, и 11 природных. Сейчас мы расскажем вам об этих 18 российских памятниках культуры, каждый из которых является единственным в своем роде и представляет ценность для всего человечества.

_>>_ Правила безотходного потребления

Мы часто думаем, что за достопримечательностями нужно ехать куда-то далеко в Европу, ведь наш взгляд «замыливается» от всей этой архитектурной красоты.

Нам повезло жить в этих местах или как минимум иметь возможность в любой момент сюда приехать. Вот они, рядом.

Может быть, после прочтения этой статьи вы запланируете путешествие по России или по-другому взглянете на центр своего родного города?

>>Как меняется московское метро

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

Основанный в 1703 году при Петре I, исторический центр Петербурга разрастался вплоть до середины 19 века. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, скульптурами, парками и садами, образующими неповторимые по красоте и размаху ансамбли.

Каналы и мосты, которых, к слову, насчитывается более четырех сотен, также включены в наследие ЮНЕСКО.

Сюда же входят пригородные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, а также морские форпосты — Кронштадт и Шлиссельбург.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста (Карелия)

Кижский Погост — это единственный сохранившийся в России ансамбль, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Он расположен на одном из островов Кижского архипелага в Онежском озере.

Когда-то здесь находилось село Кижи. Жизнь в самом селе давно угасла, но уцелели Преображенская и Покровская церкви, а также расположенная между ними колокольня.

Это шедевры деревянного зодчества, образующие неповторимый вид в тандеме с суровой северной природой.

Московский Кремль и Красная площадь

Этот архитектурный ансамбль формировался на протяжении более чем 500 лет. Здесь находятся выдающиеся достопримечательности, в числе которых Успенский и Благовещенский соборы, собор Василия Блаженного, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата и другие. Неудивительно, что Московский Кремль и Красная площадь являются одними из самых узнаваемых достопримечательностей мира.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

В Великом Новгороде находится ряд значимых церковных памятников, к которым ежегодно приезжают тысячи верующих. Например, Знаменский собор, который был построен в 1682 году на месте полуразрушенного храма 14 века.

С момента основания в монастыре хранится одна из главных религиозных реликвий — икона Божьей Матери. Церковь Рождества Христова — еще одна достопримечательность, в настоящее время переоборудованная в музей.

Церковь известна своими уникальными фресками, которые сегодня составляют основу экспозиции музея.

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Архангельская область)

Соловецкий архипелаг или, как его чаще называют, Соловки, состоит из 6 островов площадью 300 км². На одном из них находится величественный Спасо-Преображенский монастырь: он включает в себя крепостную стену, сложенную из огромных валунов, храмы, каменные палаты, колокольню.

Комплекс Соловецких островов является объектом культурно-природного наследия, то есть смешанного типа, так как природа и акватория Белого моря также является местным достоянием.

Близость моря, хвойные леса и холмистые рельефы образуют уникальный микроклимат: будучи всего в 150 км от Северного полярного круга, среднегодовая температура островов составляет порядка +1С.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Владимир и Суздаль относятся к старейшим культурным центрам Центральной России. Здесь берет свое начало новая архитектурная традиция — кладка из плит белого известняка. Впоследствии постройки такого типа стали называться белокаменными.

Наглядными примерами нововведения того времени служат главные владимирские соборы — Успенский и Дмитриевский — и Золотые ворота — часть городских укреплений.

А также суздальский Рождественский собор и Архиерейские палаты в Кремле, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад)

Уникальность ансамбля Троице-Сергиевой лавры заключается в том, что он возводился на протяжении шести веков.

Первой каменной постройкой стал Троицкий Собор, возведенный над могилой Сергия Радонежского и украшенный фресками Андрея Рублева — одного из самых известных и почитаемых иконописцев в нашей истории.

Со временем Лавра была дополнена Успенским Собором, крепостной стеной и различными гражданскими постройками, предназначенными для приема высокопоставленных гостей. Специально для приездов в Лавру царя был выстроен дворец. Завершила ансамбль почти стометровая колокольня, построенная в XVIII веке.

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Церковь Вознесения — это одна из первых в России церквей шатрового типа, сохранившаяся практически в первозданном виде.

Церковь ознаменовала уход от укоренившейся традиции воздвижения крестово-купольных храмов, своим появлением изменив ход развития русской церковной архитектуры. Церковь была построена при великом князе Василии III.

Ее возведение связывают с ожиданиями князя на рождение наследника престола: здесь Василий III вымаливал у Бога подарить ему сына.

Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» (Казань)

Казанский Кремль — это эклектичный ансамбль, впитавший в себя все лучшее от мусульманской и православной культур.

Во многом унаследовавший строение древней татарской крепости, Кремль включает выдающиеся исторические постройки XVI-XIX веков, воздвигнутые на руинах более ранних сооружений X-XVI веков.

Православные комплексы, такие как Благовещенский собор и Спасо-Преображенский монастырь, здесь соседствуют с одной из прекраснейших мусульманских мечетей мира Кул-Шариф.

Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область)

В сравнении с другими религиозными постройками русского севера ансамбль Ферапонтова монастыря отличается небольшими размерами. Всего он включает в себя 6 каменных строений, построенных преимущественно в период ХV-ХVII вв.

Это собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1534 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь преп. Мартиниана (1640-1641 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-1650 гг.

) и колокольня (1680-е гг.).

Куршская коса (Калининградская область)

Один из самых оригинальный культурных объектов, включенных в наследие ЮНЕСКО, расположился на русско-литовской границе. Это полоса суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Длина песчаной косы составляет порядка 98 км, а ширина колеблется от 400 до 3 800 метров.

Сохранение Куршской косы — это результат перманентной борьбы человека с процессами эрозии. Она относится к особо охраняемым природным территориям, поскольку является ориентиром для птиц, мигрирующих с севера на юг. Каждую осень и весну над косой пролетают 10-20 миллионов птиц.

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан)

По оценкам археологов история города Дербента насчитывает около пяти тысячелетий. Одна из самых старинных построек, дошедших до наших дней, цитадель Нарын-Кала была воздвигнута в VI веке нашей эры.

Вокруг цитадели сохранился Старый город с узкими улочками, домами, мечетями, а также бытовыми постройками — банями и резервуарами для хранения воды.

Цитадель является частью грандиозной оборонительной системы: вдоль берега город преграждают две крепостные стены, к западу от цитадели тянется горная стена, а с востока ее защищает море.

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

История Новодевичьего монастыря неразрывно связана со значимыми событиями нашей страны.

Здесь стал царем Борис Годунов, сюда была сослана старшая сестра Петра Великого Софья, в 1812 году отступавшие из Москвы французы задумали взорвать монастырь — но, по легенде, монахиня успела залить водой фитили, подведенные к пороховым погребам.

Эта одна из немногих русских обителей, которая практически не изменилась с момента своей постройки, поэтому основные здания монастыря — Смоленский собор, Успенскую церковь, Амвросиевскую церковь, — а также крепостные стены с 12 башнями можно увидеть в их первозданном виде.

Исторический центр Ярославля

На территории исторического центра Ярославля находится около 140 объектов всемирного наследия, представляющих все архитектурные стили России за последние пять столетий. Один из них — театр драмы им. Ф. Волкова.

Созданный в 1750 году, он стал первым в России общедоступным театром, но кочевал из здания в здание вплоть до начала ХХ века. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект нового театра. Победитель — архитектор Николай Спирин — в своей задумке подражал павильону Жилярди в Кузьминках.

Сейчас театр Волкова является одним из самых известных театров провинции.

Геодезическая дуга Струве (Ленинградская область)

Дуга Струве, также известная как Русско-Скандинавская дуга, — это цепь триангуляционных пунктов, созданная для измерения формы и размеров Земли под руководством астронома Тартуского университета Фридриха Струве.

Она протянулась вдоль десяти европейских стран: от Северной Норвегии до Черного моря.

Дуга Струве является выдающимся объектом культурного наследия по ряду критериев, в числе которых ее протяженность (дуга представляет собой отрезок меридиана длиной 2820 км), точность измерений, а также международный характер всего исследования.

Древний город Херсонес Таврический (Крым)

Некогда античный полис, основанный древними греками, сейчас Херсонес Таврический представляет собой руины древнего города и угодья, среди которых неплохо сохранившиеся виноградники.

Особо значимыми памятниками Херсонеса являются античный театр (единственный из найденных на территории России и СНГ), построенный на рубеже III и IV в. до н. э.

, центральная площадь, храм «Базилика в базилике», получивший свое название по причине того, что вторая базилика была построена на руинах первой.

Историко-археологический комплекс булгар (Татарстан)

Булгар — городище примерно в 180 км южнее столицы Татарстана города Казани. При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшем ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии.

В этот период здесь были построены каменные здания, частично сохранившиеся в настоящем времени. К ним относится крепостной ров XIV–XV веков и около 100 архитектурных памятников разной степени сохранности — от XIII до XVIII века.

Булгар отражает взаимодействие нескольких цивилизаций и культур — в первую очередь тюркских, финно-угорских и славянских.

Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (Татарстан)

Включенный в список наследия в 2017 году, город Свияжск, на котором расположился Успенский монастырь, был основан в 1551 году Иваном Грозным.

Объект представляется интересным по ряду критериев, в числе которых его историческая значимость — именно с этого форпоста началось завоевание Казани.

Отдельного внимания заслуживают фрески Успенского собора, которые относятся к числу редчайших примеров христианской настенной живописи.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38908035-18-kulturnyh-obektov-yunesko-v-rossii/

Памятники культуры – это произведения рук человека. Определение древнего творения человечества

Что относится к памятникам культуры

Памятники культуры – это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества.

Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д. 

Древнейшие памятники — археологические: стоянки—остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки — палеолитические — погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить.

Легче найти более поздние — неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин.

Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику — глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище — остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла — бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение — селище.

Часто встречаются могильники — древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа — поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников.

Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа.

Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.
Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы – море 

Подлежат охране и памятники архитектуры — творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа.

Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края.

Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы — образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор).

Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки.

Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда — птицы, реже — животные. Более поздний вид резьбы — накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы – море 

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями.

Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра).

Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа — узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера — резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения.

Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д.

Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом.

Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы – море 

Наконец, существует устное народное творчество — фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая.

Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами.

Обязательное условие — записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Источник: yunc.org

Туры для молодежи, активный отдых

Назад в раздел

Источник: https://svastour.ru/articles/raznoe/pamyatniki-kultury.html

Объекты культурного наследия. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской

Что относится к памятникам культуры

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г.

«Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия);

ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия имеют разный статус. Наиболее важные из них имеют статус памятников федерального значения, остальные — регионального. Но статус еще не определяет права собственности. Памятники федерального значения могут находиться в собственности регионов, и наоборот.

Со временем может меняться и категория здания.

Есть категория памятников истории, которые, в отличие от памятников архитектуры, ценных особенностями конструкции и декора, подлежат охране из-за причастности к историческим событиям и известным людям.

Так, имеются здания, связанные с революцией и революционными деятелями. Но взгляд на историю меняется, поэтому и статус может быть изменен. Утратив элементы, которым он обязан своим статусом, памятник архитектуры может перестать им быть.

Источник: Журнал «МИР&DOM»

Источник: Журнал «МИР&DOM»

Постановлением Верховного Совета РФ №3020 от 1991 г. все памятники федерального значения были отнесены к федеральной собственности.

Но правительство Москвы, зарегистрировав право собственности на многие из них, два года назад опротестовало это постановление в Конституционном суде.

Московские структуры претендуют на все памятники, расположенные в Москве, за исключением памятников особого значения вроде Кремля и бывшей «Ленинки», а также тех, которые заняты организациями, не вносящими арендную плату.

Федеральные структуры, в свою очередь, хотят получить в собственность те из региональных памятников, где исторически располагаются федеральные органы власти и которые были за ними закреплены еще советскими постановлениями разных лет. Зданиями, находящимися в федеральной собственности, распоряжается сейчас Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.

Из-за нерешенных вопросов по «разделу имущества» резко сокращается число памятников, которые можно сдавать на долгосрочной основе. А ведь именно долгосрочная аренда привлекательна для постояльца исторического здания, вкладывающего деньги в его реставрацию.

Неурегулированность прав собственности создает множество неприятных коллизий и для частных собственников, приватизировавших такие «спорные» памятники.

Если при приватизации были нарушены законы, или московские власти продали в частную собственность здание, а потом оказывается, что на самом деле собственность федеральная, суд вправе опротестовать сделку, признать ее ничтожной и потребовать возврата здания в госсобственность.

А пока, необжитые памятники разрушаются. В России не менее трети из них находятся в аварийном состоянии. В Москве этот процент намного меньше, но и здесь есть аварийные здания. Одни горят, другие просто тихо ветшают без хозяина. Быстрее всего разрушаются образцы деревянного зодчества.

Источник: Журнал «МИР&DOM»

Источник: Журнал «МИР&DOM»

Источник: Журнал «МИР&DOM»

Кроме того, идут споры и о самой возможности приватизации памятников. Некоторые видят преимущества по сравнению с приватизацией в сдаче памятников в долгосрочную аренду. Средства, вложенные арендатором в реставрацию здания, засчитываются ему в счет арендной платы на несколько лет вперед. Такое положение закреплено в ст.

14 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» гласящей: «Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия… и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта…

имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат».

После зачета инвестиционных затрат арендная плата начинает поступать в бюджет, из которого затем финансируется восстановление других памятников, где сидят некоммерческие — бюджетные и научные организации, которые не в состоянии проводить реставрацию из своих средств.

В последнее время находится немало компаний, согласных на долгосрочную аренду. Например, не так давно по адресу Софийская набережная, д. 22 находились останки памятника – фундамент и фрагменты стен. «Мы сдали в аренду эти «останки», и некоторое время спустя госкомиссия приняла замечательный воссозданный особняк XVIII века.

Все средства, которые инвестор вложил в восстановление, мы засчитываем в счет аренды, а это не один миллион долларов. Естественно, все рассчитывается по определенной методике, с учетом ставки аренды в Москве – арендатор считает для себя выгодным такое вложение средств, — рассказывает бывший руководитель агентства В. Георг.

— Сейчас инвесторы не видят разницы между собственностью и долго­срочной арендой на 49 лет».

Однако, все-таки многие инвесторы ее считают, что организации выгоднее владеть памятником, нежели быть арендатором. В этом случае государству сложнее воздействовать на нее, тем более что механизмы такого воздействия не отработаны.

Для бизнесменов не секрет, что российское законодательство непостоянно, государство склонно к фискальным мерам, да и арендные ставки все время растут.

На долгосрочную аренду многие соглашаются, поскольку других вариантов с охраняемыми зданиями на сегодняшний день не существует.

Очень вероятно, что подлежать приватизации будут только те здания, которыми собственнику-государству невыгодно управлять самому. А те, которые поставляют регулярную арендную плату, останутся в госсобственности. По оценкам Минкульта, более 80% памятников не обладают инвестиционной привлекательностью.

Скорее всего, именно они, и в первую очередь ветхие и разрушенные здания, будут выставлены на аукционы и проданы с условием их последующего восстановления собственником. Вероятно и то, что стоить такие объекты будут недорого – из их стоимости как минимум будет вычтена сумма предполагаемых инвестиций.

Опыт Европы

В разных странах Европы свои подходы к культурному наследию.

Например, в Италии, где самое большое в мире количество памятников, запрещена их приватизация. Исторические объекты сдаются в аренду или передаются в управление.

В последнем случае государство финансирует работы по их поддержанию и восстановлению, а управляющая компания обеспечивает доступ к объекту, организует экскурсии, выставки и пр.

Однако, учитывая опыт Италии, не нужно забывать, что Россия не может равняться с ней по степени развития туризма, доходы от которого с лихвой покрывают все инвестиции.

Во Франции большинство памятников приватизированы. При этом, например, замки доступны для осмотра: семья владельца занимает небольшую часть здания, а остальное открыто для посетителей.

В большинстве бывших соцстран Восточной Европы проведена реституция. Там недвижимость, в том числе и часть памятников, возвращена прежним владельцам или их прямым потомкам. Если у претендентов недостаточно доказательств прав на владение имуществом, оно остается в госсобственности и реставрируется за счет средств от туризма, в которых, как правило, нет недостатка.

В Польше государство доплачивает собственнику памятника 23% от суммы его затрат на восстановление.

В Великобритании и Голландии много общественных фондов и организаций, которые берут на себя функции сохранения памятников, аккумулируют средства на их содержание, они часто выкупают памятники, реставрируют их и включают в туристические маршруты.

Во многих европейских странах часто используется механизм доверительного управления. Правда, в отличие от западных фондов, восстанавливающих памятники за счет средств от туризма, немногочисленные субъекты доверительного управления в России пока занимаются в основном субарендой.

Обзор составлен на основании материалов журнала «МИР&DOM».

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/42763.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.