Что относится к нпа

Нормативно-правовой акт – понятие, структура и признаки

Что относится к нпа

Самая распространённая расшифровка НПА — нормативно-правовой акт. Это понятие обозначает официально утверждённый документ правотворческого органа государственной власти, содержащий нормы права.

Такие акты обычно создаются органами государственной власти, которые имеют право принятия нормативных решений по вопросам, переданным им для рассмотрения. Подобная документация всегда выражает государственную волю, а потому является властной, официальной, авторитарной и обязательной.

Для нормативных актов характерны следующие признаки:

  • Правотворческий характер. Подобные документы или устанавливают правовые нормы, или изменяют их, или отменяют. То есть они являются носителями указанной информации.
  • Издание осуществляется только в рамках компетенции определённого органа. Это гарантирует отсутствие в государстве различных решений нормативного характера по одним и тем же вопросам.
  • Документальный вид. Письменная форма позволяет достигнуть единого понимания юридической нормы.
  • Обязательные реквизиты. К таковым относятся вид акта, его название, наименование государственного органа, дата и место принятия, порядковый номер.
  • Соответствие положениям Конституции Российской Федерации и отсутствие противоречий с пунктами нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу.
  • Доведение до граждан и юридических лиц. Государство может потребовать обязательного исполнения нового законотворческого документа только после его официальной публикации. До этого момента за нарушение новой нормы права наложение санкций не допускается.

Структура акта

Соответствующее оформление документа, то есть наличие обязательных реквизитов, свидетельствует о его юридической силе, определяет предмет акта и сферу отношений, которую он регулирует, а также содержит всю необходимую информацию о государственной структуре, издавшей его. Кроме того, название и номер делают документ индивидуальным, выделяют его из числа других законодательных норм, удостоверяют подлинность и определяют место нового нормативного положения в законодательной иерархии.

Все правовые акты отличаются особой разбивкой на внутренние части:

  • преамбула;
  • разделы;
  • главы;
  • статьи;
  • пункты.

Преамбулой называется вводная часть документа, которая предваряет основной текст законопроекта. В ней содержится методология, позволяющая понять, правильно истолковать и применить положения, которые содержатся в следующих частях.

Преамбула не содержит:

  • Нормативные предписания.
  • Деление на статьи.
  • Ссылки на другие акты законодательства, которые должны быть признаны утратившими силу или изменёнными по причине издания настоящей законодательной нормы.
  • Легальные дефиниции.
  • Формулирование предмета, который законопроект призван регулировать.
  • Нумерация.

Нормативное содержание представляет собой все нормы и положения, содержащиеся в документе. Указанный текст всегда имеет строгую структуру, каждый элемент которой обычно имеет наименование и цифровую информацию:

  1. Разделы. Это самое большое подразделение, разделённое на главы.
  2. Главы. В каждой главе содержатся статьи.
  3. Статья. Основная единица структуры законопроекта, которая состоит из частей.
  4. Часть. Нумеруется арабской цифрой с точкой. Делится на пункты.
  5. Пункт. Обозначается арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Состоит из подпунктов.
  6. Подпункты. Эту структурную единицу обозначают строчной русской буквой с закрывающей круглой скобкой.

Иногда части, пункты и подпункты могут быть разделены на абзацы. Обычно не допускается больше пяти подобных единиц. Но такое ограничение не касается статей, которые содержат перечни используемых в документе основных понятий.

Иерархическая система

Все законодательные нормы, принятые государственными органами России, составляют особую иерархическую систему. Она выглядит следующим образом:

  1. Конституция или основной Закон Российской Федерации.
  2. Федеральные законы.
  3. Указы Президента.
  4. Постановления Правительства.
  5. Законодательные нормы, принятые министерствами и ведомствами.

Некоторые нормативные акты специалисты в области юриспруденции выделяют в особую группу. К таким положениям относятся:

  • Международные соглашения, заключённые Россией с другими государствами.
  • Нормы, изданные государственными органами субъектов Федерации.

Классификация норм

Нормативно-правовые положения имеют не только иерархию, но и классификацию. Так, акты различают по следующим основаниям:

  • Субъект правотворчества. Принять законодательный акт может госорган, общественная организация или народ (путём проведения референдума).
  • Сфера распространения. По этому параметру нормы делятся на федеральные, действующие на территории субъектов РФ, органов муниципальной власти, а также локальную нормативку отдельных предприятий и учреждений.
  • Время действия. Одни положения законодательства принимаются на неопределённый длительный срок, другие же носят временный характер и чётко установленный период.
  • Юридическая сила. От этого признака зависит значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

Основные виды

Согласно правилам нормотворчества, все правовые положения, принятые вышестоящими органами, обладают преимущественным правом или более высокой юридической силой по сравнению с нормами, изданными государственными органами, находящимися ниже.

Таким образом, последние должны принимать правовые документы только на основании и во исполнение законодательных распоряжений вышестоящих инстанций. По этому критерию правовые документы делят на законы и подзаконные нормы.

А также выделяют положения, относящиеся к международному законодательству.

Законы России

Закон представляет собой один из видов нормативно-правового акта.

Это понятие подразумевает, что положение издаётся, согласно строгому регламенту, Государственной Думой России или референдумом, который обладает самой высокой юридической силой.

Порядок принятия новых законов называют законодательной процедурой, какие-либо отклонения от неё недопустимы. Любой новый правовой акт вступает в силу только после публикации его полного текста на официальном ресурсе.

Виды законов:

  • Конституция. Этот закон является наиглавнейшим нормативным актом государства. В нём закреплены основы конституционного строя, устройство государства, а также свободы, права и обязанности граждан страны.
  • Федеральные законы подразделяются на три типа. Первый — конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в Конституции. В них указанные темы рассматриваются подробнее. Второй тип — правовые нормы, предназначенные для урегулирования проблем различных сфер общественных взаимоотношений. Кодексы являются третьим типом федеральных законов и содержат систему положений отдельной правовой отрасли.
  • Законы субъектов Федерации. Эти нормы права принимают законодательные органы краёв, областей, республик и городов федерального значения. Они обязательны только для людей, которые проживают на территории субъекта, издавшего акт.

Международные документы

Среди нормативных правовых актов особо выделяются международные законы. Конституция Российской Федерации устанавливает, что принципы и нормы, принятые в международной правовой схеме, так же, как соглашения, заключённые правительством России с другими государствами, относятся к национальной системе права.

Полномочия по изданию таких нормативных документов имеют организации, находящиеся вне юрисдикции России. Международные положения подразделяются на такие виды:

  • Директивы, дающие правительству некоторых государств возможность выбрать, каким образом реализовывать новые обязательства.
  • Постановления, которые содержат требования, обязательные для выполнения всеми странами.

Подзаконные положения

Подзаконные акты представляют собой нормы, основанные на законе, не противоречащие ему. Их юридическая сила меньше по сравнению с указанными положениями.

Виды подзаконных положений:

  • Общие нормы, которые обязательны для всех людей, находящихся в стране. К таковым относятся нормативные документы, издаваемые Президентом и Правительством России. Правительственные акты затрагивают различные сферы жизни и производственной деятельности граждан. Они обязательны для исполнения и всегда основаны на законодательстве государства и Указах его главы. Эти правовые положения подписывает Председатель Правительства РФ.
  • Нормы, которые издаются органами власти на местах, то есть правовые документы муниципальных образований по разным проблемам местного значения.
  • Ведомственными актами являются различные распоряжения и инструкции Министерств и ведомств. Они могут быть предназначены для регулирования деятельности подчинённых учреждений или быть обязательными для выполнения всеми гражданами. К примеру, Министерство финансов может издавать положения, которые обязаны выполнять все. Принимаемый Госстандартом РФ ГОСТ, согласно которому осуществляется стандартизация процессов производства и предоставления услуг, также относится к нормативным правовым документам.
  • Нормы, издаваемые организациями для внутреннего исполнения. Их называют корпоративными. Такие документы являются нормативно-правовой базой и устанавливают порядок функционирования предприятия и взаимоотношений его персонала. Их исполнение является обязательным только для коллектива компании. Это могут быть уставы, распоряжения, инструкции, правила, приказы и тому подобное.

Решения судебной власти

Не все юристы согласны с тем, что акты, издаваемые высшими судами, следует относить к источникам права. Подобные решения приобретают некоторые характеристики нормативного положения после обобщения практики различных судебных органов.

При выявлении неточностей и неясностей в нормах законодательства суды могут уточнить и дать конкретные объяснения по вопросам применения правовых актов, не издавая новых положений. Высшие судебные органы выпускают новые нормы права для того, чтобы суды во время ведения процессов имели наиболее точное толкование законодательства России.

Отличия ненормативных элементов права

К ненормативным правовым актам относятся документы, которые обязаны исполнять только указанные в них граждане. По этой причине подобные положения часто называют индивидуальной правовой нормой.

Характерные отличия:

  • Акт имеет индивидуальный характер, который обусловлен его правоприменительными характеристиками.
  • Положение не предназначено для установления общего порядка поведения граждан и принимается только с целью исполнения норм законодательства.
  • Властное предписание, которое содержит документ, устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретных граждан.
  • Указанное предписание всегда обязательно для исполнения.
  • Такие нормы госорганы принимают в инициативном порядке, а потому они односторонние.
  • Форма документа обычно определяется соответствующим нормативом, но также она может быть свободной.
  • Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением.

Взаимоотношение граждан и производственная деятельность предприятий, а также функционирование учреждений регулируется нормами права, которые принимаются государственными органами разных уровней. Эти положения имеют строгую иерархию, нарушение которой недопустимо.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/normativno-pravovoy-akt.html

О правовых актах | о правовых актах

Что относится к нпа

Для того, чтобы в дальнейшем можно было вести предметный разговор о правовых актах, начнем, пожалуй, с определения.

Так, согласно закону о нормативных правовых актах:  

нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативные правовые акты имеют свою иерархию в зависимости от их вида, действия во времени и пространстве, юридической силы.

Подробнее остановимся на видах НПА:

1.  Это, конечно же, КонституцияРеспублики Беларусь – основной закон государства.

2. Испытанные нами Решения референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни (бывают местные и республиканские).

3. Регулирующие определенную сферу общественных отношений Кодексы – что есть не что иное, как систематизированные нормативные правовые акты.

4. Законы, нормы которых регулируют наиболее значимые общественные отношения.

5. Указы и декреты главы государства – имеющие силу закона

6. Нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания – постановления палат Парламента.

7. Издаваемые Правительством постановления (постановления Совета Министров).

8. Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры.

9. Постановления Национального банка

10.   Регламент – содержит совокупность правил, определяющих порядок деятельности органов, его принявших (издавших).

11.   Инструкция – детально определяет содержание определенной области общественных отношений

12.   Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

13.   Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа.

14.   Приказ республиканского органа государственного управления.

15.   Решения органов местного управления и самоуправления.

Юридическая сила нормативного правового акта

Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.

Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:

– обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям

– соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам

В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.

Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.

Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами.

В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой.

И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.

Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА

1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства

2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.

3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы

4. Еще ниже – законы

5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам

В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.

Ненормативные правовые акты

Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.

К таковым относятся:

  • распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
  • распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;
  • распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
  • акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
  • акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.

Локальные нормативные правовые акты

В соответствии с Законом о НПА

локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций

В соответствии с ТК РБ:

локальные нормативные правовые акты – коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;

Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.

Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.

Нравится статья? Жми {nice1}

Источник: http://www.npa.by/o-pravovyh-aktah.html

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Что относится к нпа

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”.

 Напоминаю, что “Правоведение для чайников” – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.

Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.

То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?».

Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое.

Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права:нормативные правовые акты;нормы международного права;обычаи;судебные прецеденты;акты высших судов;договоры нормативного содержания;научные труды (доктрина);религиозные нормы;принципы права.Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения.

Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.
Нормативный правовой актНормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы.

Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г.

N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФб) федеральные конституционные законы (ФКЗ)в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФб) постановления правительства РФв) приказы министерств и ведомствЧем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.

Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много.

Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).

В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://hitch-hiker.livejournal.com/186929.html

Нормативно-правовой акт, понятие и виды

Что относится к нпа

Замечание 1

Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, принятый государственным органом и содержащий правовые нормы.

Акт применения права содержит государственно-властное индивидуальное указание по применению права (например, требование, направленное конкретному налогоплательщику по уплате налога).

Появление нормативных актов указывает на утверждение, изменение или отмену содержания правовых норм. Правовые акты обязательны к исполнению, они включают разные нормы права.

Для таких актов характерен юридический стиль и письменное изложение.

Нормативные акты обладают юридической силой, которая представляет их релятивное свойство, показывающее, какое место данный акт занимает во всей системе законодательства.

В России функционирует сложная система актов, которые находятся в определенной соподчиненности между собой и направлены на регламентацию отношений в обществе.

Виды нормативно-правовых актов

Основаниями для классификации нормативных актов являются: характер, юридическая сила, содержание, объем действия, субъекты издания и т.д. Наиболее важным критерием классификации нормативных актов выступает юридическая сила.

Нормативно-правовые акты классифицируют по разным основаниям:

  • по территории действия (местные, региональные, федеральные);
  • по предмету правового регулирования (административно-, гражданско-, уголовно-правовые акты).

По юридической силе правовые акты делятся на подзаконные акты и законы.

Замечание 2

Закон – это разновидность нормативно-правового акта, который принимается народом на референдуме либо высшим представительным государственным органом власти, обладает высшей юридической силой и регулирует самые значимые общественные отношения. Закон выступает основным источником права и содержит правовые нормы. Закон отражает интересы и волю общества, принимается, дополняется и изменяется в предусмотренном законодательством порядке.

В отдельных государствах законы могут быть приняты представительными органами, высшими судебными инстанциями, на референдумах, в порядке делегированного правотворчества. Законы составляют ядро правовой системы государства, определяя структуру всех правовых актов.

Основные признаки закона:

  • основной источник права;
  • существует особый порядок их принятия;
  • закон принимается конкретными субъектами, общепризнанными представителями государственного суверенитета (высший представительный орган власти либо народ);
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает высшей юридической силой. Никто не имеет права изменить или отменить закон, за исключением органа, который создал его. Иные нормативно-правовые акты не могут противоречить закону. Если между подзаконным актом и законом появляются противоречия, приоритет отдается закону.

Законы могут классифицировать по:

  • юридической силе (федеральные законы, федеральные конституционные и конституция);
  • сфере действия (субъектов федерации и федеральные);
  • субъектам законотворчества (принятые органами государственной власти или на референдуме);
  • отраслевой принадлежности (гражданские, административные, конституционные);
  • внешней форме выражения (устав, закон, кодекс, конституция);
  • сроку действия (временные и постоянные);
  • кругу лиц (распространяют действие на граждан, иностранцев, лиц без гражданства);
  • времени вступления в силу.

Определение 1

Федеральный конституционный закон – это правовой акт, определяющий начала общественного и государственного строя, правовое положение организации и личности, на основе которого создается и детализируется система нормативных актов.

Федеральный конституционный закон обладает рядом особенностей:

  • дополняет и развивает Конституцию РФ;
  • принимается исключительно по вопросам, прямо предусмотренных Конституцией;
  • имеет большую, чем обычные законы, силу;
  • обладает особым порядком принятия.

Президент не может отклонить федеральные конституционные законы, в его обязанности входит их подписание и обнародование.

Федеральный закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом, регламентирующий ограниченные сферы жизни общества.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимают во исполнение на основании законов, издаются исполнительными органами государственной власти, не могут противоречить закону, но дополняют, развивают и конкретизируют его.

Подзаконные акты не могут противоречить законам, основываются на их юридической силе, обладают меньшей юридической силой.

Акты конкретизируют положения законов относительно особенностей, существующих в обществе доминирующих интересов. Подзаконные акты являются актами разных органов исполнительной власти.

Они подразделяются в зависимости от сферы распространения и субъектов издания акты подразделяются на: внутриорганизационные, ведомственные, местные, общие.

Внутриорганизационные (локальные) акты издаются разными организациями для разрешения внутренних вопросов, распространяющиеся на ограниченный круг лиц, членов данных организаций.

Ведомственные акты принимаются на основе указов Президента, законов РФ, постановлений Правительства. Они регулируют отношения, которые находятся в ведении исполнительной структуры, распространяются на ограниченную сферу отношений в обществе.

Местные акты являются актами исполнительной и представительной власти на местах. Эти акты издаются территориальными органами власти, органами муниципального самоуправления (уставы и конституции субъектов, постановления или нормативные решения мэрий, советов, муниципалитетов, положения, регламенты, распоряжения, постановления).

Действие общих подзаконных актов распространяется на всех граждан государства. Общие акты – это предписания высших органов исполнительной власти (распоряжения и указы Президента, распоряжения и постановления правительства), носящие нормативный характер.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normativno-pravovoy_akt_ponyatie_i_vidy/

Понятие нормативно-правовых актов. Особенности НПА. Виды НПА

Что относится к нпа

ТЕМА 1.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ


Цель курса: изучение вопросов юридической экспертизы НПА на государственном и местном уровне; применение экспертизы на практике.

Задачи курса:

1. Подготовка специалистов для работы в органах государственной власти разных уровней;

2. Углубленное изучение вопросов юридической экспертизы;

3. Рассмотрение практики деятельности ОГВ и ОМС на примерах различных российских регионов, судебной практики.

Понятие и виды нормативно-правовых актов Юридическая экспертиза: общая характеристика

(4 часа)

1. Понятие нормативно-правовых актов. Особенности НПА. Виды НПА.

2. Общий порядок принятия НПА. Правотворческие органы.

3. Понятие экспертизы, ее виды. Юридическая экспертиза.

4. Объекты, субъекты, виды юридической экспертизы НПА и их проектов.

5. Федеральный регистр НПА субъектов РФ, федеральный регистр муниципальных НПА.

Нормативный акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы, носящий общественный характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений и применяющийся неоднократно. (Алексеев)

это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (Матузов, Малько).

Нормативный правовой актизданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. (Постановление Верховного Суда от 20.01.2003 г. № 2).

Особенности, признаки НПА:

1. Носит властно-волевой характер (исходит от государства), его общеобязательные свойства производны от властных полномочий органа, его принявшего; создается в результате нормотворческой деятельности органов государства.

Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания.

Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли, и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

2. Принимается с соблюдением определенной процедуры.

Например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе.

Статья 116 Регламента закрепляет положение, что “рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях”. Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

3. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни.

А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

4. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового.

Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства.

Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

5. Содержит правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права.

Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т.д.).

Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т.д.).

Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы.

6. Представляет собой официальный документ.

7. Направлен на регулирование общественных отношений.

8. Нарушение установленных правил поведения влечет юридическую ответственность. Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства.

Источник: https://studopedia.su/10_105746_ponyatie-normativno-pravovih-aktov-osobennosti-npa-vidi-npa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.