Аренда объектов культурного наследия

Содержание

Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия (с изменениями на 1 апреля 2016 года), Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2015 года №966

Аренда объектов культурного наследия

(с изменениями на 1 апреля 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года N 260 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2016, N 0001201604040022).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 14_1 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации

Д.Медведев

          

Положение о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия      

(с изменениями на 1 апреля 2016 года)

1.

Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления физическим и юридическим лицам в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности (далее – объекты культурного наследия), и порядок расторжения договоров аренды таких объектов культурного наследия (далее – договоры аренды).

2.

Действие настоящего Положения распространяется на объекты культурного наследия, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации критериям неудовлетворительного состояния объектов культурного наследия, которые относятся к имуществу государственной казны Российской Федерации либо которые закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (далее – критерии).

3.

Объекты культурного наследия предоставляются в аренду по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды (далее – аукцион) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, либо иным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо федеральным государственным унитарным предприятием или федеральным государственным учреждением (далее – организатор аукциона).
В случае если организатором аукциона является федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, решение о проведении аукциона, а также установление срока аренды подлежат согласованию соответствующим федеральным органом (органами) исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие или учреждение, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Проект договора аренды подлежит согласованию Министерством культуры Российской Федерации.

5. Проект направляется на согласование в Министерство культуры Российской Федерации:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, либо иным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, – в отношении объектов культурного наследия, относящихся к имуществу государственной казны Российской Федерации;

б) федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся федеральные государственные унитарные предприятия или федеральные государственные учреждения, – в отношении объектов культурного наследия, которые закреплены за такими предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

6.

Министерство культуры Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает проект договора аренды в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на предмет его соответствия положениям главы VIII Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) и не позднее 20 рабочих дней со дня его поступления согласовывает проект договора аренды либо направляет мотивированный отказ в согласовании в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года N 260.

В случае непоступления от Министерства культуры Российской Федерации соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня поступления проекта договора аренды, проект договора аренды считается согласованным.

Министерство культуры Российской Федерации отказывает в согласовании проекта договора аренды только в случае его несоответствия положениям главы VIII Федерального закона.

7.

Акт о соответствии объекта культурного наследия критериям представляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации, на основании обращения организатора аукциона, направляемого не позднее чем за 3 месяца до предполагаемой даты проведения аукциона.

8. Информация о проведении аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

9. В составе информации о проведении аукциона, помимо иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, размещаются:

а) основные характеристики предлагаемого в аренду объекта культурного наследия, включая техническое состояние такого объекта и описание предмета его охраны в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47_6 Федерального закона;

б) проект договора аренды;

в) перечень основных работ по сохранению объекта культурного наследия;

г) обязательство арендатора провести работы по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи объекта культурного наследия в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду;

д) обязательство арендатора получить и предоставить арендодателю независимую гарантию исполнения обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия в объеме, определяемом исходя из стоимости работ по сохранению объекта культурного наследия (не менее 35 процентов), указанной в согласованной в установленном порядке проектной документации на проведение таких работ (далее – независимая гарантия), в срок, не превышающий одного месяца со дня согласования в установленном порядке проектной документации.

10. После объявления аукциона заинтересованное в заключении договора аренды лицо (далее – заявитель) представляет организатору аукциона для участия в аукционе помимо иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заявление, в котором указывается следующая информация:

а) полное и сокращенное наименования и организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, банковские реквизиты – для юридического лица;

б) фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, – для физического лица;

в) сведения об объекте культурного наследия, в отношении которого предполагается заключение договора аренды;

г) обоснование цели аренды объекта культурного наследия.

11. Основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является одно из следующих обстоятельств:

а) наличие задолженности по внесению арендной платы в отношении другого объекта культурного наследия, в том числе объекта, не находящегося в неудовлетворительном состоянии, арендатором которого является заявитель, за 2 и более периода оплаты аренды, которые предусмотрены договором аренды;

б) наличие задолженности у заявителя по обязательным платежам в федеральный бюджет;

в) наличие документов, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о выявленных нарушениях охранного обязательства, предусмотренного статьей 47_6 Федерального закона, в отношении другого объекта культурного наследия, в том числе не находящегося в неудовлетворительном состоянии, арендатором или собственником которого является заявитель.

12. При проведении аукциона начальный размер арендной платы устанавливается в сумме 1 рубль в год за один объект культурного наследия.

13. Определенный по результатам проведения аукциона размер арендной платы увеличению в период действия договора аренды не подлежит.

14.

После полного исполнения арендатором обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47_6 Федерального закона, в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи указанного объекта культурного наследия в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду, арендатор приобретает право сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии письменного уведомления арендодателя.

15.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о неспособности арендатора подготовить и согласовать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду, либо провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи указанного объекта культурного наследия в аренду, арендодатель направляет арендатору требование устранить выявленные нарушения в рамках сроков, предусмотренных пунктом 4 статьи 14_1 Федерального закона.

В случае если арендатор не исполняет указанное требование арендодателя, последний вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16.

При нарушении арендатором обязанности подготовить и согласовать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду, либо провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи указанного объекта культурного наследия в аренду, арендодатель направляет арендатору уведомление об одностороннем расторжении договора аренды.
При этом в случае, если нарушение выразилось в неисполнении арендатором обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия, сумма независимой гарантии при расторжении договора аренды подлежит уплате арендодателю.

17. Договор аренды подлежит расторжению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае невыполнения арендатором обязательства получить и предоставить арендодателю независимую гарантию, а также по иным основаниям, предусмотренным законом и договором аренды.

https://www.youtube.com/watch?v=IUk9wErhD4c\u0026list=PL739ImtaUOgBhBCf3saZdPdkCxXoGsnDQ

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена

АО “Кодекс”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420302494

Искусство в аренду

Аренда объектов культурного наследия

В России, по данным Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России, насчитывается более 25 тыс. объектов культурного наследия федерального значения. При этом значительная их часть находится в неудовлетворительном состоянии.

Очевидно, именно по этой причине были разработаны и уже начали действовать некоторые меры, призванные привести национальное достояние России в надлежащее состояние.

Так, с 22 января 2015 года запрещен снос вновь выявленных памятников культуры, введено определение “территории объекта культурного наследия”, установлено ограничение прав на объект культурного наследия требованиями по сохранению данного объекта, по его содержанию и использованию, а также по обеспечению доступа к нему (Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”). 

Но, пожалуй, наиболее существенной новеллой стала возможность брать в аренду по льготной цене объекты культурного наследия, находящиеся в плохом состоянии (ст. 14.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г.

№ 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”; далее – Закон № 73-ФЗ). Речь идет, например, об усадьбах, особняках, архитектурных ансамблях и др.

Брать такие объекты в аренду могут как физические, так и юридические лица, однако срок аренды в любом случае не может превышать 49 лет.

цель нововведений – посредством льгот привлечь дополнительные финансы на восстановление культурных ценностей.

НАША СПРАВКА

Объекты культурного наследия – это объекты недвижимости и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии и социальной культуры (абз. 1 ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Территория объекта культурного наследия – это территория, непосредственно занятая данным объектом и (или) связанная с ним исторически и функционально (земельные участки, леса, водоемы и т. д.

), границы которой могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Более того, в них могут быть включены земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ст. 3.

1 Закона № 73-ФЗ).

Льготная аренда: основания и условия

Законодатель установил ряд условий, при наличии которых объект культурного наследия можно взять в аренду по льготной цене (ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ). Это возможно, если такой объект:

  • не используется;
  • включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, который ведет Минкультуры России – в общем доступе этот реестр не размещен, однако ознакомиться с примерным перечнем объектов культурного наследия можно на сайте ведомства;
  • принадлежит к федеральной собственности;
  • находится в неудовлетворительном состоянии.

Однако даже при наличии всех указанных выше условий окончательное решение о возможности передачи объекта культурного наследия в аренду принимает Минкультуры России. 

Договор аренды объекта культурного наследия заключается по результатам соответствующего конкурса. Узнать о его проведении можно, например, на сайте Агентства по управлению и использованию памятников архитектуры и искусства при Минкультуры России. Помимо этого, необходимую информацию можно получить на официальном сайте для размещения информации о проведении госзакупок.

https://www.youtube.com/watch?v=ZTYKnDU6zDg\u0026list=PL739ImtaUOgBhBCf3saZdPdkCxXoGsnDQ

Существенным условием договора является обязанность арендатора провести работы по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий семи лет со дня передачи ему в аренду указанного объекта (п. 4 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ).

В этот период также включается срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия (не более двух лет со дня передачи такого объекта в аренду).

Если арендатор не выполнит указанное условие, то есть не восстановит имущество в указанный срок, договор с ним расторгнут.

Закон не определяет, как и в каких документах должны быть определены условия о реставрации объекта культурного наследия, ее сроках и содержании, однако логично предположить, что эти положения будут включены в проект контракта при проведении конкурса.

Льготная арендная плата устанавливается со дня заключения договора аренды по результатам аукциона (п. 2 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ).

МНЕНИЕ

Александр Раецкий, адвокат, член Московской коллегии адвокатов “МОВЕ”:

“Положение закона о льготной арендной плате, устанавливаемой с момента заключения договора аренды, а не со дня сдачи ремонтно-реставрационных работ, видится спорным. С одной стороны, новая редакция закона будет способствовать привлечению большего количества инвесторов-арендаторов.

С другой стороны, это может повлечь за собой увеличение количества злоупотреблений со стороны недобросовестных арендаторов, заключивших договор без намерения восстановить объект культурного наследия.

Так, вполне возможна ситуация, когда, получив право аренды на льготных условиях, арендатор просто-напросто не будет осуществлять его реставрацию либо проведет ее только “на бумаге”.

И хотя невыполнение обязательства по восстановлению объекта культурного наследия является основанием для расторжения договора аренды, возможно, даже со штрафными санкциями, результативность реставрации объектов остается под сомнением”.

Одним из способов, который позволит избежать злоупотреблений со стороны арендаторов, может стать внедрение процедуры общественного контроля за осуществлением восстановительных работ переданного в аренду объекта культурного наследия. 

Вместе с тем законодатель запрещает арендаторам:

  • сдавать такой объект культурного наследия в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу;
  • предоставлять объект культурного наследия в безвозмездное пользование;
  • закладывать свои арендные права и вносить их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы (п. 6 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ).

При этом в статье ничего не сказано о возможности вносить арендные права на объект в качестве имущественного взноса в коммерческие фирмы.

По правилам гражданского оборота стороны договора вправе действовать по правилу “разрешено все, что не запрещено”, а это значит, что теоретически подобные имущественные взносы в коммерческие организации возможны.

Является ли это пробелом рассматриваемой новеллы или сознательным допущением законодателя, станет ясно позже, когда появится первая правоприменительная практика. 

Что касается объектов культурного наследия в плохом состоянии, которые относятся к собственности субъектов РФ или к муниципальной собственности, то в их отношении льготная арендная плата устанавливается в соответствии с региональными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ).

Узнать о проведении торгов, а также ознакомиться с перечнем внесенных в реестр объектов культурного наследия регионального и местного значения можно на сайтах органов власти субъектов РФ и муниципалитетов (как правило, размещают ее администрация публично-правового образования или подразделение по делам культуры в ее составе, если у него есть свой сайт).

Не все так безоблачно?

Льготная аренда объектов культурного наследия может быть интересна как бизнесменам (например, предпринимателям, желающим разместить свой офис в историческом здании и при этом сэкономить на арендной плате), так и меценатам. Но вместе с тем, у новеллы есть и недостатки.

Так, законодатель обязал арендатора обеспечивать доступ граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства к объекту культурного наследия (ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ).

Данная статья призвана сделать объекты культурного наследия более доступными, а также, по задумке законодателя, способствовать активному использованию таких объектов в научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.

При этом доступ к объекту культурного наследия устанавливается с учетом требований к сохранению указанного объекта, его содержанию, а также с учетом его физического состояния и характера его современного использования (абз. 2 п. 2 ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ).

Наличие этих оговорок вызывает у экспертов опасения. “Если с “физическим состоянием” все более менее понятно, то с “характером современного использования” не так все просто. Так, в новой редакции закона указано, что доступ к объекту культурного наследия не должен препятствовать современному использованию владельцем объекта культурного наследия.

На практике возможно противоречие интересов “доступа” к объекту культурного наследия и его “современного использования” [например, арендатор открыл в здании особняка офис, а желающие посмотреть на этот памятник создают шум, толпятся, паркуют свои машины, обращаются с вопросами к сотрудникам офиса или даже регулярно возлагают у здания постепенно увядающие цветы в дань памяти прежним владельцам особняка. – Ред.]. И, как видно, приоритет отдается именно использованию, что в какой-то степени противоречит ст. 44 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на доступ к культурным ценностям”, – поделился с порталом ГАРАНТ.РУ адвокат, член Московской коллегии адвокатов “МОВЕ” Александр Раецкий. Поэтому судить о том, насколько положительной окажется данная норма на практике, пока рано.

Есть в данной статье еще одно спорное положение. Если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны, во внутренние помещения такого объекта арендатор может желающих не пускать (п. 6 ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ).

Но поскольку на данный момент открытых источников с информацией такого рода нет, понять, должен ли быть обеспечен доступ к внутренним помещениям объекта, можно только с помощью запроса, направленного в уполномоченный орган (например, в Минкультуры России).

Что касается возможных вариантов использования объекта культурного наследия, то закон предусматривает возможность ведения на его территории любой хозяйственной деятельности при условии, что она не противоречит требованиям обеспечения сохранности этого объекта и позволяет обеспечить его функционирование (под. 3 п. 1 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ). На практике это означает, что арендатор может, например, организовать в здании свой офис, если подобное целевое использование объекта разрешено уполномоченным органом и при этом не страдает само сооружение. 

Если рассматривать указанные новеллы в целом, можно отметить, что они носят положительный характер и призваны обеспечить охрану объектов культурного наследия. А со временем станет очевидно и практическое значение данных нововведений.

Источник: https://www.garant.ru/article/609275/

Как арендовать историческое здание за рубль в год

Аренда объектов культурного наследия

В разных регионах России нуждаются в реставрации исторические здания. Власти на местах пробуют новый способ привлечь инвесторов — выставляют постройки на аукцион по программе сдачи в аренду за 1 рубль в год.

Взамен арендатор должен за свой счет привести памятник архитектуры в порядок. Казалось бы, заманчивое предложение: прославиться на ниве помощи культурному наследию и получить в пользование недвижимость, как правило, в центре города по смешной цене.

Однако не всё так просто — в проблемах разбирались «Известия».

РИА Новости/Сергей Пятаков

Дом-фантом

Проблемы, с которыми сталкиваются желающие взять в аренду по такой схеме историческое здание, бывают и довольно странного характера. Так, в Пензе один из заявленных на аукцион домов просто… пропал.

Два объекта культурного наследия предлагались желающим за 1 рубль в год на 49 лет. Взамен арендатор должен в течение семи лет отреставрировать здания. Решение о льготной аренде приняли на сессии Пензенской городской думы.

Организатор аукциона — управление муниципального имущества Пензы.

Согласно данным на сайте мэрии города, речь идет о двух зданиях: доме 2 по улице Калинина и доме 24 по улице Куйбышева. Но по ссылке на официальный сайт госторгов есть информация лишь об аукционе на дом по улице Калинина. Это постройка с башней в виде четырехгранной пирамиды, возведенная в 1870 году, последнее время облюбованная бомжами.

На сайте мэрии сейчас нет отдельной ссылки, ведущей на описание условий, по которым дом на улице Куйбышева выставили на аукцион. На сайте для размещения информации о проведении торгов найти данные также не удалось. Но судя по имеющимся скриншотам, аукцион на право заключения договора аренды объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой (деревянный)» ранее существовал.

Деревянный дом на улице Куйбышева .com/Polkovnikov TV

Дом отсутствует не только в информации об аукционе, но и по указанному на сайте мэрии адресу.

По адресу Куйбышева, 24 сейчас расположена многоэтажная новостройка.

Деревянный дом губернской секретарши Челюскиной вроде бы обещали перенести на 500 м — к Музею народного творчества (улица Куйбышева, 45), но в реальности, по данным пензенских СМИ, здания уже восемь лет не существует.

Начальник управления муниципального имущества Пензы Ирина Кочеткова сообщила местному изданию PenzaNews, что объект культурного наследия находится на ответственном хранении, но где именно, сказать затруднилась: «Заинтересованное лицо если обратится, мы его обязательно сопроводим к […] хранителю, всё ему покажем, всё ему разъясним».

«Известия» направили запрос в администрацию Пензы для прояснения ситуации, но на момент публикации материала ответ получен не был.

Аренда за 1 рубль в год

Программа реставрации исторических зданий за счет арендатора существует во многих российских городах.

К примеру, в Санкт-Петербурге зимой 2018 года был принят закон, позволяющий арендовать памятники архитектуры по ставке 1 рубль за 1 кв. м в год. В Москве такая программа работает с 2012 года.

По данным на 2018 год, за время действия предложения в столице отреставрировали таким методом 20 старинных зданий.

агентство городских новостей «Москва»

— Список таких зданий существует в каждом регионе, и уполномоченный государственный орган решает, каким образом их восстанавливать. Это один из способов, который действительно может помочь определенные исторические здания сохранить и отреставрировать, — рассказал юрист в области недвижимости Дмитрий Островский.

По словам Островского, все работы регламентируются долгосрочным договором аренды (как правило, от 49 лет), в котором заранее определяют объем работ и сроки их выполнения.

Обычно за реставрацию берется юридическое лицо, а само здание планируют использовать для ведения бизнеса.

Впрочем, в Европе (в частности, в Италии) такие программы чаще рассчитаны на желающих использовать строения для жилья.

Почетный реставратор Москвы Александр Данилин отметил, что в России успех программы зависит от того, кто берет такие здания в аренду, на что рассчитывает, и от его финансового состояния. Стоимость реставрационных работ очень большая. Бывает так, что инвестору может просто не хватить денег.

По словам архитектора и реставратора Олега Кузеванова, цена работ зависит от региона.

— В Петербурге только проектирование реставрации какой-нибудь исторической усадьбы стоит где-нибудь 12 млн. Это только проектирование, — подчеркнул он. А число памятников, нуждающихся в реставрации, несопоставимо с количеством инвесторов.

агентство городских новостей «Москва»/Андрей Любимов

О расходах и всем процессе реставрации, начиная с участия в торгах и заканчивая открытием торговых помещений в историческом здании, «Известиям» рассказала Анна Паничкина, индивидуальный предприниматель, которая занималась реставрацией трамвайной остановки в Красностуденческом проезде (метро «Тимирязевская»).

Программа от и до

Анна — индивидуальный предприниматель, занимается недвижимостью. Остановку в Красностуденческом проезде она увидела на инвестиционном портале города Москвы.

— Мониторила площадки, где выставляют на аукционы объекты. Объект был небольшой, стартовая цена тоже небольшая, и я решила поучаствовать, — рассказывает она.

Всего на реставрацию остановки было шесть претендентов, но в итоге право аренды досталось именно Анне. Само участие в аукционе бесплатное, но в качестве гарантии платежеспособности нужно заплатить небольшой взнос, который рассчитывается от стартовой стоимости. В случае проигрыша — деньги возвращаются обратно.

Но в процессе аукциона формируется годовая ставка арендного платежа за объект на время ремонтных работ — и она может значительно превышать пресловутый «рубль». Кто предложил наибольшую сумму аренды — тот и выиграл аукцион.

— В моем случае это 3,7 млн [рублей] с копейками. За всё время, пока ты этот объект реставрируешь, платишь эту арендную ставку. Договором аренды объекта [было] предусмотрено, что надо отреставрировать в течение пяти лет. Год реставрируешь — вот годовая ставка аренды.

Если второй год пошел, то сумма, сформированная в процессе аукциона, делится на 12 месяцев и ежемесячно вносится 1/12. Это именно арендный платеж на время работ. За [сами] работы другие деньги платятся. А вот когда работы закончены, появляется право перейти на рубль в год.

К сожалению, такие условия, — поясняет Паничкина.

ТАСС/Максим Григорьев

Взнос уходит в департамент городского имущества города Москвы. Именно этому ведомству принадлежит объект. С ним же заключен договор аренды. Аукцион проводит департамент по конкурентной политике. А департамент культурного наследия следит за правильным ходом выполнения работ, поскольку объект находится под их надзором.

— Весь процесс абсолютно регламентирован. После того, как я выиграла на аукционе и заключила договор аренды, подала заявки в три разных архива, чтобы собрать максимальное количество информации по этому объекту. На базе собранной информации был изготовлен проект.

Сначала он прошел историко-архивную экспертизу, потом был согласован с департаментом культурного наследия. Там прописаны, прорисованы, расчерчены все нюансы. После того, как я получила разрешение на производство работ, следили, чтобы я полностью соблюдала проектную документацию.

У меня был куратор от департамента культурного наследия, — рассказывает Паничкина.

По ее словам, договор заключен на 49 лет, а отреставрировать остановку нужно было за пять лет. Но каждый заинтересован выполнить работы быстрее, чтобы перейти на ставку 1 рубль в год.

Процесс от момента участия в аукционе до сдачи объекта летом 2018 года занял у Анны один год восемь месяцев. Непосредственно на реставрацию ушло восемь месяцев, а целый год на согласование.

Только запрос в архив, например, длился один месяц.

— За счет того, что все регламентные процедуры с согласованием очень долгие, это удлиняет срок, — отметила предприниматель.

Сейчас в одной части бывшей остановки продаются овощи и фрукты, в другой — кофе. В случае с этим объектом правила программы не позволяют субаренды (такое разрешение выдается по каждому конкретному случаю отдельно), поэтому обе торговые точки принадлежат самой Паничкиной.

Общие затраты Анна оценила в 10 млн рублей (это аренда на время реставрации и сами работы). Пока вложения не окупились.

— Окупаться будут достаточно долго. Но в целом я и не надеялась на то, что окупится быстро. Для меня это был скорее такой пробный проект, попробовать свои силы, насколько я смогу или не смогу.

Я даже, пожалуй, не обращаю внимания именно на окупаемость, рентабельность, я понимаю, что свои деньги отобью в любом случае.

Это тоже не последний вопрос, но мной двигало в первую очередь [получение] опыта деятельности именно в этом направлении, — говорит Паничкина.

В процессе Анне пришлось взять кредит, поскольку личных средств не хватало, к тому же она рассчитывала, что ставка арендного платежа будет меньше, чем вышло, да и стоимость работ оказалась дороже, чем предполагалось.

Но основной сложностью Паничкина считает работы в зимний период.

— Реставрация проходила зимой. Специфика объекта такая, что нет закрытого периметра до контура объекта. Фактически подрядчики работали на открытом воздухе. Не было возможности поставить бытовку, земля там не позволяла, — рассказала она.

Несмотря ни на что, с учетом накопленного опыта Анна не исключает, что возьмется за другой аналогичный проект.

— Теперь я осознаю все мои процедурные неточности. Проволочки некоторые, где и как можно было сделать быстрее, лучше и дешевле, — заключает она.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/iz/kak-arendovat-istoricheskoe-zdanie-za-rubl-v-god-5f610fe75622142b93ac15d6

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.